ПРИГЛАШАЕМ!
ТМДАудиопроекты слушать онлайн
Художественная галерея
Беломорск (0)
«Предзнаменование» (0)
Троицкий остров на Муезере (0)
Музей-заповедник Василия Поленова, Поленово (0)
Троицкий остров на Муезере (0)
Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя, Сочи (0)
Беломорск (0)
Протока Кислый Пудас, Беломорский район, Карелия (0)
Москва, Покровское-Стрешнево (0)
Москва, Профсоюзная (0)
Беломорск (0)
Москва, ВДНХ (0)
Собор Архангела Михаила, Сочи (0)
Долгопрудный (0)
Собор Архангела Михаила, Сочи (0)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (0)
Приют Святого Иоанна Предтечи, Сочи (0)

«О том, как я ставил тетралогию Чехова» («Три сестры» «Вишневый сад») Денис Семенов

article204.jpg
 В первой статье, я описал проблематику «левой» части Чеховской тетралогии (помните у Маяковского – Тетраптих), пьес «Чайка» и «Дядя Ваня», в этой обращусь к «правой» - пьесам «Три сестры» и «Вишневый сад». Почему такое разделение? Четные числа? Нет! Смысл! В двух первых пьесах нет НЕПРЕОДОЛИМЫХ внешних обстоятельств! Ключ проблем пока еще находится ТОЛЬКО в области личного ХОЧУ героев, здесь же все уже по-другому. Мы видим, как последовательно, массовое «хочу», обольщенных «чайкой» людей, становится самостоятельной субстанцией, непреодолимой силой, заставляющей действовать уже своих «создателей» в своей – нечеловеческой, беспощадной логике, логике термоядерного взрыва. «Три сестры» не случайно пьеса о военных. Мы видим постоянное нарастание запаха гари начинающейся войны, настоящей, не бури в стакане, а шторма в океане! Глобального и беспощадного. Здесь появляются поистине шекспировские сцены, а ведь Чехов так скуп на «большие» страсти и массовые сцены. Но здесь таких сцен, как минимум, две (почему, кстати, это и самая зрелищная на театре пьеса Антона Павловича) – это пожар целого квартала! и прощание-уход армии-бригады. И вот мы видим, как уже часть показанных нам людей (в «Трех сестрах») подчинена непреодолимой силе. В «Вишневом саду» же с ней придется считаться уже ВСЕМ действующим лицам. Частой трактовкой «конфликта» в «Трех сестрах» была «вилка» Сестры-Наташа, противостояние духовной жизни пошлости мещанства и обывательщины, но проблематика «Трех сестер» именно такова, как я указал выше: «Три сестры» - начало открытой войны с Мраком, Хаосом, Роком, Разрушением, Смертью (где скудоумное невежество мещанства только маленький флажок, бумажная декорация в числе стоглавой, одетой в броню, армады земного ЗЛА), «Вишневый сад» - окончание, причем земным, материальным ПОЛНЫМ поражением!, совершенным крахом старых надежд! принципиальным изменением жизни ВСЕХ действующих лиц, но к этому еще вернемся. И «Наташи» в конечном итоге пострадают не меньше «трех сестер», хоть и рады сейчас уходу войска и своей «победе», победе над кем? Над теми, кто все ей дал для нее. Без армейских город «наташ» просто сгорит, как сейчас горят целые поселки! и «наташи» вряд ли даже успеют осознать, что и их лепта была в произошедшем хаосе, уже перед своей, абсолютно животной, бессмысленной, растительной гибелью. Так что ни «желание»-нерешимость сестер вернуться в Москву (потому что вернуться они хотят не в город Москву, из которого, кстати, уехали! а в детство! в «безмятежное» прошлое! в котором было столько проблем! но которое отсюда, сейчас с берега БЕЗДНЫ – кажется  бесконечными подарками под новогодней елкой... Вернуться во время, когда еще ВСЕ живы! и потому, самое счастливое для всякого человека) ни беспардонное хапничество-напор Наташи, ни слабость характера «главы» дома Андрея, ни весь задор и энергия офицеров – не в состоянии ОТМЕНИТЬ ПРИКАЗ и оставить бригаду в городе! Причем приказ этот, сознательно сделан Чеховым безадресным! Кто конкретно приказал? Такое заведомо непреложное явление природы – как надвигающийся шторм. Интересным нюансом выглядит на этом «историческом» глобальном фоне история Тузенбаха. Он не случайно «назван» Чеховым немцем, как метафора самого рационально-упорного народа. Он, пожалуй, единственный в этой пьесе, действенно пытается противостоять надвигающемуся, он даже уходит в отставку! поперек всего общепринятого!, чтобы смешать Року карты, но его все равно - неизбежно ждет Соленый! И не потому, что Соленый – редиска-плохой, ведь он, хоть и жестоким, безапелляционным способом – но освобождает Ирину! и именно поэтому происходит дуэль! на которую опоздал (почему-то?) Вершинин, их командир. Но главного-то так и не смог преодолеть даже немец Тузенбах (местами вылитый Пушкинский Герман, пытающийся обыграть судьбу, но исключительно для себя лично) – Ирина не любит его! Его программа спасения строго индивидуальна, даже счастье «любимой» Ирины в нее не попадает, ибо не любя его, в браке с ним, она заведомо будет несчастна, и он тоже, кстати. Значит, создается только видимость «победы», и Рок торжествует здесь ИЗНАЧАЛЬНО, задолго до пули Соленого. И «чайка» опять пьет свежую кровь новой своей жертвы. И вот остается в конце только НАДЕЖДА. Причем в отличие от Сониной («Дяди Ваня») - надежды страстно-ясной, очевидной, здесь она размыта, глуха, почти БЕЗнадежна - «Если бы знать»... Что знать? Зачем появились на свет. Хорошие дела, полная потеря смыслов у целых поколений!, повлекшихся за «чайкой». И вот из дождливых «уральских» «Трех сестер» Автор переносит нас в сущий «рай» в своей финальной картине - «Вишневый сад». Харьков! Вишня, лето, любовь «по кустам» с сигарой и шампанским, балы, гуляния, гитары – совсем прежняя, как будто – до «чайковская» жизнь, вернее самое начало как раз «чайковской»! помните воспоминания Аркадиной в первом акте? «и все романы, романы!». За одним исключением – ее срок ясно ограничен 22 августа. «Последний нонешний денечек». И здесь изменить уже не может вообще никто, даже не пытается! Прохожий в количестве миллионов (когда Россия уже вся пойдет по миру) потом изменит, в 17ом. Но сейчас, ОБЪЕКТИВНО - Вишневый сад – обречен! И не потому, что Раневская «сорила деньгами без удержу», а Гаев «проел свое состояние на леденцах», а потому и только ПОТОМУ, что в масштабе государства произошли необратимые изменения – «несчастье» словами Фирса – И ВИШНЯ БОЛЬШЕ НЕ ПРОДАЕТСЯ! Т.е. НОРМАЛЬНОЕ ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ развитие закончилось, и может быть только ВРЕМЕННОЕ, НЕ НОРМАЛЬНОЕ! Здесь также ищут «диалектику» в «противостоянии» Раневская-Лопахин, особенно Гаев-Лопахин, но у автора она существует только в сознании персонажей. Гаев думает, что противостоит Лопахину, а Лопахин Гаеву. Но Автор нам ясно рисует – все они в одной лодке И НЕТ ВАРИАНТОВ СПАСТИ ВИШНЕВЫЙ САД!, более того, в какой-то степени азартная, почти до безрассудства торговля Лопахина на аукционе вызвана не жадностью! Это надо понимать – отношение русского мужика (в смысле человека мужского пола) к ЗЕМЛЕ на которой он вырос, кем бы ни был он на ней! Лопахин рискуя, предприятие сомнительно и очень накладно, залезая в большие долги, ненавидя дачников еще более Гаева и Раневской вместе взятых – не дает уйти с молотка «своей» земле в чужие руки и РУБИТ САМ СВОЙ ВИШНЕВЫЙ САД и ломает дом! с которым собственно связаны лучшие воспоминания его жизни! Он сдается Року, как и все! но сжигает сам СВОЕ, до прихода ВРАГА. Вот глубинные пружины этой пьесы, это отнюдь, не мелодраматическое брюзжание бессильных стариков, как ставится иногда, это энергия не меньше «Хованщины», только сжатая в одно имение-семью. И вот здесь, в таком ракурсе, образ Пети Трофимова становится очень значим. Конечно, Чехов высмеивает и в нем многие черты, мелочность, слабость, он значительно проигрывает в реальной доброте и милосердии Раневской, христианке среди язычников, по большому счету. Очень показательна в этом плане сцена с Прохожим, где реально помочь незнакомому человеку – безвозмездно, ИЗ МИЛОСЕРДИЯ, оказывается способна только Раневская, менее всех постулирующая на словах заботу о ближнем. Да ведь это деньги Лопахина?! Да, да. Только Лопахин в отличие от Раневской дал ей их взаймы. Но в базовых постулатах Пети, (которым он сам следует отнюдь не всегда, даже скорее часто напротив) если не педалировать «социальные теории» и, конечно, все революционно-идейное исторически существовавшее конкретно в эти годы и т.д. – стоит именно Христианская догма – где ДУХ - БАЗОВО ГЛАВЕНСТВУЕТ НАД ПЛОТЬЮ. И здесь даже «христианка»-Раневская открывает для себя много нового. «Бросьте ключи в колодец и уходите» - это, извините, из Евангелия. «Вся Россия наш сад» также. Петя, первым из всех персонажей четырех пьес – становится реальным, осмысленно-деятельным борцом с мертвящей «чайкой» индивидуального счастья, предлагая ясную программу действий, программу именно коллективного спасения, и, кстати, побеждающим ее - Аня идет с ним! за ним! и к ним же вернется, промотав деньги в Париже Раневская, и выгнанный из лопнувшего банка Гаев, и обанкроченный-обворованный Лопахин приедет тоже в итоге к ним! Мы видим главный РЕЗУЛЬТАТ победы земного Рока - люди, расставаясь с ложными, эфемерными, мучительными мечтами, начинают консолидироваться, становиться, собственно людьми, и возрождаться ДУХОВНО! А значит и физически! У них появляются силы! В них зачинается действие! Эпоха страха перед концом, эпоха тления, увядания, утраченных надежд и самоубийств, заканчивается тотальным материальным всеобщим крахом!, И «перезагрузкой» сознания людей и ИХ ДУХОВНОЙ ПОБЕДОЙ. Нет больше самоубийств, а есть огромное ЖЕЛАНИЕ ЖИТЬ! У всех! Ужас без конца сменился ужасным концом, и САД (именно то, что защищали) погиб безвозвратно, но… уже нет «надежд» в гибнущем саду, вытянувших из всех душу! А есть вполне действенная уверенность, ясность пути, для всех, даже и для Фирса! Дело сделано! И каждый делает теперь шаг вперед к своей судьбе! А в ракурсе Христианского мироощущения – нет конца, нет смерти, нет победы хаосу и мраку! Красота материальная переходит в духовную красоту, как вскипевшая вода в пар – ЦИКЛ завершен и начался НОВЫЙ. ЛЮДИ снова стали главным носителем «Вишневого сада» в своей душе! (вместо ускользающей, мертвящей «мечты» дьявольской чайки) а, значит, будет посажен и вырастет новый САД и не только вишневый! А вишня снова начнет продаваться, и бригада с артиллерией вернется, и ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО. Вся Россия - наш сад - расцветет еще краше! Значит – «В дорогу».
P.S. Вы скажете – а как же Варя-Лопахин? А «вилка» Варя-Лопахин это как раз последний осколок недобитой Треплевской «чайки»!, ведь ни Лопахин не ЛЮБИТ Варю, да и Варя если и любит… то совсем, даже ТОЧНО - не Лопахина, а какие-то свои мечты в гибнущем саду… Так что, именно такой финал здесь, по большому счету, лучшее решение для них обоих.
 
© Семенов Д.Б. Все права защищены.

К оглавлению...

Загрузка комментариев...

Дом-музей Константина Паустовского, Таруса (0)
Беломорск (0)
Весеннее побережье Белого моря (0)
«Рисунки Даши» (0)
Москва, Ленинградское ш. (0)
Москва, Профсоюзная (0)
Северная Двина, переправа (0)
Малоярославец, дер. Радищево (0)
«Рисунки Даши» (0)
Старая Таруса (0)

Яндекс.Метрика

  Рейтинг@Mail.ru  

 
 
InstantCMS