ПРИГЛАШАЕМ!
ТМДАудиопроекты слушать онлайн
Художественная галерея
Старая Таруса (0)
Москва, ВДНХ (0)
Москва, Центр (0)
Дом-музей Константина Паустовского, Таруса (0)
Беломорск (0)
Весеннее побережье Белого моря (0)
Храм Преображения Господня, Сочи (0)
Крест на Воскресенской горе, Таруса (0)
Зимнее Поморье. Рождество. Колокольня Храма Соловецких Преподобных (0)
Весеннее побережье Белого моря (0)
Беломорск (0)
Старая Таруса (0)
Москва, Ленинградское ш. (0)
Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя, Сочи (0)
Москва, ул. Покровка (1)
Москва, Фестивальная (0)
Храм Воскресения Христова, Таруса (0)

«Заметки о творчестве Екатерины Полянской» Юрий Меркеев

article324.jpg
«Мир живет великимизаворожениями. Мир вообще ворожба. И «круги» истории, и эпициклы планет». Василий Розанов
 
Это не эссе в полном понимании слова. Скорее, зарисовки пишущего человека на тему творчества Екатерины Полянской. Поэзии, которая меня единожды заворожила. Ворожит до сих пор.
Наверное, в Питере существует какая-то особенная атмосфера, рождающая людей с тонким восприятием времени, века, жизни. Так повелось. Возможно, холодные граниты  и серое низкое небо вынуждают человека глубже и чаще вглядываться в самого себя. Настоящий поэт  – это человек без кожи. Тем не менее, живет в привычной для всех круговерти бытовых дел, ходит по магазинам, заботится о домашних, делает операции, учится, ухаживает за лошадьми, не забывает приготовить обед. Внешне – все как у всех.
И вдруг словно замирает пространство - рождается стих. Нечто волшебное, вневременное, выдернутое из того, что вечность отбрасывает на стрелки наших часов. Время есть, и его нет. Загадка? Тайна? Наверное, каждый из нас вскоре все увидит «лицом к лицу». Теперь же «гадательно». Как и автор этих зарисовок. Гадательно.
Проще, наверное, было понять, когда мир не был так быстр, лихорадочен, когда земной шарик вращался немного медленнее, а люди по большей части передвигались пешком, долго «здоровкались» при встречах, раскланивались. Из такого неторопливого духовного раствора ожидаемо иногда появлялись люди с особенным даром.
Вероятно, бывает иначе. В век абсурда и эгоцентрических скоростей появляется Поэт. Открытое сердце. Дар от Бога. Вневременная евангельская история.
О творчестве Екатерины Полянской я узнал не из нарочитых рекомендаций «культурной среды». Что-то, воля ваша, в последнее время, как ни открою послужной список автора, его награды и премии – так и желание заглянуть в его творения пропадает. Время абсурда. Теперь не удивляюсь. Раньше досадовал.
С поэзией Катюши познакомился случайно. Даже в некотором смысле, «абсурдно». Что ж – живем в такие времена! Из своего «академического мирка» нередко заглядываю на ТК «Союз» и слушаю лекции богослова А. И. Осипова. После очередного виртуального визита обратил внимание на передачу: «Литературный квартал».
Потом с иронией говорил: «Нет, в начале было не Слово, а руки – восхитительно прекрасные руки хирурга, прямая осанка спортсменки-наездницы, симпатичное лицо». Поэт? Это и заинтересовало. И уже потом без иронии: «В начале было Слово Екатерины Полянской».
Включил – как бы случайно.  Впрочем, мы знаем, что ничего «случайного», особенно в благословенной России, не бывает. Хотя и живем, по слову иеромонаха Серафима (Роуза), в век абсурда, когда искусство в основном рассказывает о том, в каком хаосе пребывает наша будто бы случайная жизнь. Наиболее «искусные» из абсурдистов призывают полюбить этот хаос, считая, что это единственный способ не сойти с ума. Что ж – двойное сумасшествие вполне в духе нашей эпохи. Главное ведь, не «потерять себя» в мутном потоке бытия. А для этого нужно обозначиться. Легче всего – с помощью абсурда, с лозунгом «полюбить абсурд». Можно проще, без изысков – с помощью денег. Гений пробьется сам? Сомнительно.
Заранее прошу прощения – я старомоден. Не могу полюбить абсурд. Более того, стараюсь отделить патологию от здорового духовного организма. Есть патология  (абсурд, бессмыслица), а есть и здоровое духовное древо, которое не есть сама патология. Абсурда по существу нет, потому что есть лишь паразитирующие на гнилом духовном дереве болезни. И принимать красивые внешне листочки этого Древа за корни – абсурд не меньший. А если нет корней? «Как вершки не поливай – хоть и елеем, корни от этого здоровее не станут».
Включил видео.
И заслушался. И засмотрелся. Разговор шел самый обычный, о питерском детстве, о привязанности к лошадям (кстати, лишь позже понял, откуда у Катюши такие красивые образы лошадей в стихах). Вообще – это отдельная тема: образ лошадей в поэзии Полянской. Мне понятна ее любовь к ним, понятна т.н. «ипозависимость», но каким чудесным образом все это преломляется в стихах!
 
«А у неё проточина на лбу
Такая белая, и чёлка – золотая,
Я в поводу веду её в табун,
Под сапогами чавкает густая,
Как тесто, глина. Где-то в стороне
Урчит сердито трактор. И усталость
К её хребтистой старческой спине
Присохла, словно струп. А мне осталось
Уздечку снять, по шее потрепать,
И постоять ещё минуту рядом,
В кармане корку хлеба отыскать
И протянуть ей. И окинуть взглядом
Больные ноги, вислую губу,
И тощих рёбер выпуклые строки,
И белую проточину на лбу,
И под глазами мутные потёки.
И на мгновение увидеть в ней,
В глубинах ускользающе-бездонных
Священное безумие коней,
Разбивших колесницу Фаэтона».
 
А это из другого стиха. Нежность изливается из каждой строки.
 
«Лошадь идёт по дорожке притихшего парка,
Листья летят и щекочут ей чуткую спину...
В еле заметную ниточку первая Парка
Молча вплетает осеннюю паутину.
 
Вся бесприютность, потерянность нашего рая
Сжата в коричневых завязях будущих почек...
Лошадь идёт по дорожке. И Парка вторая
Нить измеряет и сматывает в клубочек.
 
Время дрожит светотенью, и всё-таки длится
Так осязаемо-плотно и неуловимо...
Лошадь идёт по дорожке. И третья сестрица
Лязгает сталью.
И снова – сослепу – мимо».
 
Я с интересом посмотрел две части программы. Подумал, канал православный. Но не из тех, которые заливают елеем зрителя с ног до головы. Решил внимательнее почитать стихи Кати. Отыскал в журналах. Не ошибся. Ворожба продолжилась.
Да. Так мы познакомились в Интернете. Заинтересованный стихами, я спрашивал в переписке о ее творчестве, интересовался о Таинствах Творения Стихов, наивно полагая, что из этого «академического» занятия, можно вывести "дифференциальную математику", которая, как известно, родилась из ученых схоластических изысканий о том, сколько ангелов может уместиться на кончике иглы. Нет. Пожалуй, что проникнуть в суть творчества не может человек путем анализа и расчленения, деления и умножения. Но мне все ж было интересно. Я не поэт. Для меня поэзия – таинство, проза – ремесло. Я, разумеется, ремесленник. Хорошо об этих «академических» исследованиях написал великий Гете.
«Иль вот: живой предмет желая изучить,
Чтоб ясное о нём познанье получить,
Учёный прежде душу изгоняет,
Затем предмет на части расчленяет
И видит их, да жаль: духовная их связь
Тем временем исчезла, унеслась!».
В таких тонких исследованиях подход должен быть иной – Евангельский: подобное познается подобным в соединении духа. Только так, а не иначе! После того, как однажды я прочитал интервью Кати о том, что она «пишет стихи всегда как последние», и что «из нее исходит энергии столько, что потом бывает буквально иссушена», я понял, что не надо мне искать никакой Тайны. Все открыто в Евангелии. Есть Слово. Есть энергия. Есть Слово Исцеляющее. Пример – когда женщина, страдавшая долгой болезнью, прикоснулась к одежде Христа, и Он воскликнул: «Я почувствовал, как из меня вышла энергия». Словом истинным можно воскресить, исцелить. Словом лжи можно уничтожить. В наш век «колокольчиков, а не колоколов» (А. Башлачев) больше слов не исцеляющих, как впрочем, и не убивающих. Чаще – мыльные пузыри, красивые снежинки, солнечные зайчики, которые пляшут перед твоим взором и не оказывают на тебя никакого воздействия. Есть они, нет их – не так уж важно. Такой огромный поток из заряженных частиц неопределенного рода. Муть. Вода. Серый снег. Но и мутный поток опасен, если его принимать за истину. Даже более чем опасен. Говорят: "Если долго вглядываться в бездну, то бездна начнет смотреть в тебя!" А если долго смотреть на мутный поток, не замутнит ли он окончательно души?
Тут я столкнулся с живым словом. Это Слово не оставляет равнодушным. Оно исходит из глубины прекрасной души и доходит - и цепляет – и прямо в кровь!.
Буквально несколько строк одного из стихотворений Полянской. Кажется, ритм, строй, порядок. Откуда эта ворожба? А ворожит! При этом внутри – Тайна. Действует так, что мороз по коже.
 
«Отец мой был похож на волка –
И сед, и зол, и одинок.
Лишь на руке его наколка –
Раскрывший крылья голубок.
 
Нелепо и довольно криво
Он всё летит из дальних стран,
Где сильный, молодой, красивый,
Мой батя не от водки пьян.
 
Где мать жива. А я, быть может,
В проекте, или даже – нет.
Где лёгкие тихонько гложет
Дымок болгарских сигарет.
 
И, напрочь забывая лица,
Сквозь морок, суету и тлен,
Я снова вижу эту птицу,
Летящую средь вздутых вен.
 
И в зеркале завороженно
Ловлю который раз подряд
Всё тот же странно-напряженный,
Неуловимо-волчий взгляд».
 
И строй из слов идет с такой силой – посторонись! От этих слов воздух сгущается и хрустит ощутимо. Прошел не стих – прошел человек со всей непреклонной судьбой. И мускулами человеко-волка.
В финале не могу не упомянуть  то лирическое, которое  впервые покорило меня в поэзии Екатерины. Вызвало массу ассоциаций. Ей богу, положить бы эти стихи на мелодию! Какая это была бы Песня! Наша русская, православная, до боли родная.
 
«Если б я родилась, скажем, в благообразной Германии, 
Там, где все аккуратно — коровы, дома, лопухи, 
То любила бы пиво, копила бы деньги и знания, 
Уважала законы и вряд ли писала стихи. 
 
Если б я родилась в легкомысленно-женственной Франции, 
Там, где так хороши и любовь, и вино, и духи, 
То изящно флиртуя, я век не сходила б с дистанции — 
Заводила романы и вряд ли писала стихи. 
 
Если б я родилась в золотистой, певучей Италии, 
Там, где солнцем пропитаны даже простые грехи, 
Там, где зреют лимоны, растет виноград и так далее, 
Я бы пела, как птичка, но вряд ли писала стихи. 
 
Но живу я в России, с глазуньей дар Божий не путаю, 
Чтоб в ночи не замерзнуть, полешки словесные жгу, 
И люблю непонятно за что эту горькую, лютую, 
Неуютную жизнь. И стихи не писать — не могу».
 
А это уже мой ассоциативный ряд……
Из романа «Идиот»:
«Довольно увлекаться-то, пора и рассудку послужить. И всё это, и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, всё это одна фантазия, и все мы, за границей, одна фантазия... помяните моё слово, сами увидите!..»
И в самом деле, как тут не вспомнить  Василия Розанова: «Счастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец глупа, наконец даже порочна. Именно, именно когда наша «мать» пьяна, лжет и вся запуталась в грехе, — мы и не должны отходить от нее…»
С одной стороны, все понимаем, в какое время живем. Стихи Екатерины Полянской должны бы издаваться огромными тиражами, но – «время колокольчиков!»
Хочу поздравить Катюшу с Днем рождения и пожелать в наше абсурдное время случайно повстречать мецената, который, так же как и автор, живет Россией и любит Россию, какая бы она ни была.
В романе «Трещинка» http://newlit.ru/~merkeev/5589-23.html один из моих героев восклицает:
      – Господа, товарищи, земляки! Отечественная литература сегодня в загоне... Меценатство умерло в России с последним из Мамонтовых... Булгаковский персонаж заявил когда-то, что рукописи не горят. Сегодня он бы изменил своё мнение. Горят, ещё как горят. Гениальное произведение сегодня без крепкой финансовой поддержки обречено.
Может быть, не все Мамонтовы вымерли?
Ю.М. 
2 января 2018 г.
 
© Меркеев Ю.В. Все права защищены.

Екатерина Полянская В программе на ТК СОЮЗ Екатерина читает стихи

К оглавлению...

 

Загрузка комментариев...

Ростов Великий (0)
Старая Таруса (0)
Москва, пр. Добролюбова 3 (0)
«Маруся» (0)
Загорск (1)
На Оке, Таруса (0)
Троицкий остров на Муезере (0)
Москва, Новодевичий монастырь (0)
Дом-музей Константина Паустовского, Таруса (0)
Москва, Центр (0)

Яндекс.Метрика

  Рейтинг@Mail.ru  

 
 
InstantCMS