ТМД-ОНЛАЙН!
ТМДАудиопроекты слушать онлайн
ПРЕМЬЕРЫ на ТМДРадио
Художественная галерея
Троицкий остров на Муезере (0)
Беломорск (0)
Записки сумасшедшего (0)
Троицкий остров на Муезере (0)
Беломорск (0)
Беломорск (0)
Троицкий остров на Муезере (0)
Москва, ул. Покровка (1)
Соловки (0)
Беломорск (0)
Беломорск (0)
Беломорск (0)
 

«Про мою маму и про меня» (о спектакле МОТЮЗа по пьесе Елены Исаевой) Валерий Бегунов

article973.jpg
   То и дело в театральной и в «педагогической» среде вспыхивают очередные сетования: ах, как не хватает спектаклей для подростков! Для «семейного зрителя» – когда юное и старшее поколение с одинаковым интересом и энтузиазмом следили бы за историей, рассказываемой со сцены. И чтоб это была именно история о подростках, об их чаяниях, устремлениях, противоречиях познания жизни и взросления – но интересная и их родителям, и старшим братьям и сестрам. История правдивая, без приукрашиваний жизни, честная – но без торчащего указующим семафором «назидательного перста», не занудствующая в поучениях и повторении банальных истин… и при этом добрая, теплая, яркая и душевная…
   В Московском областном театре юного зрителя с неизменным успехом идёт спектакль по одной из самых привлекательных пьес Елены Исаевой «Про мою маму и про меня». Эта постановка – сценическая игра театра, вместе со зрителями, о том, как жизнь учит принимать самые крутые перемены в судьбе с достоинством и самоиронией. И это – возможно, едва ли не самый главный урок жизни и для юных, и для взрослых. 
    Кому-то Елена Исаева намного больше знакома, как поэт. А кто-то гораздо лучше знает её, как драматурга. Пьесы свои Елена складывает очень стройно, словно на одном дыхании. И, независимо от жанра, темы и материала, каждая её пьеса пронизана тонким лиризмом. А еще во многих её сюжетах внятно звучит – когда мягкая, когда жесткая, но всегда не зло – ирония.
   Такова и лирико-ироническая «семейная» комедия Исаевой «Про мою маму и про меня». Эту пьесу все чаще ставят в российских театрах – и в больших, и в камерных. О том, как это сделано в Московском областном театре юного зрителя, я и хочу здесь рассказать – и, на мой взгляд, постановка в Мос.обл.ТЮЗе – одна из лучших по этой пьесе.

Елена Исаева

    Режиссер-постановщик Андрей Горбатый и художник-постановщик Виктория Просвирнина расположили на переднем плане – по центру табуретку, чуть сбоку – школьную парту. Между прочим, – очень точный смысловой акцент! Вся наша жизнь – это «вечная парта». Известно, что и семья – «школа жизни». На слуху так же и шекспировское – «наша жизнь – театр, а люди в ней – актеры». В этой постановке все эти смыслы сошлись воедино. И театр разыгрывает сценическую историю о том, как за «партой жизни» получают уроки и юные существа, и зрелые люди, и очень матерые... 
   Поскольку сюжет – это воспоминания героини о её детстве, а также рассказ о юности и молодости ее мамы, то события пьесы и спектакля происходят в 70-е годы. И то и дело, особым образом вплетаясь в действие, на большом экране возникают видео и фото тех времен, а в сценическом оформлении использованы те или иные узнаваемые атрибуты той эпохи.

   Задний план сцены перекрыт полупрозрачным занавесом. Тоже, между прочим, прозрачный символ – это как бы такая завеса или кисея памяти. Ведь по сути эта пьеса (как и спектакль) – воспоминания о том, как взрослела девочка, превращаясь в юную женщину, и как много значило в преобразовании её внутреннего мира строгое, умное, но заинтересованное и душевное участие мамы. Мамы, которую тут совершенно справедливо можно назвать старшей подругой. 
    Спектакль обозначен: «школьные сочинения в двух действиях». Хотя они еще и «пробные» рассказы девочки Лены, пробующей силы в литературном творчестве, – о том, какие события случались в её с мамой жизни.
    И вот, вспоминая об этих случаях, описывая их, Лена как бы отдергивает «занавеску памяти». И за прозрачным занавесом или, если он отдёрнут, – на открывшемся пространстве, возникают те или иные персонажи и разыгрываются те или иные сюжеты. Иногда, если общение в очередной истории идет «через окно», тот, с кем общаются Лена или её мама, возникает над занавесом. Вот такая легкая, удобная для артистов и очень внятная для зрителя игра с пространством – и в пространстве: сцены, памяти и души.

   Эта легкая виртуозность режиссерского решения и существования актеров на сцене обеспечена, кстати виртуозной легкостью построения пьесы. Героиня пьесы Елены Исаевой как бы выполняет простую учебную функцию – в каждом новом рассказе-сочинении освоить тот или иной прием в технологии литературного творчества. Но в целом складывается сюжет о непростой жизни ребенка и взрослого, о взрослении юного существа и о том, как много значит на этом пути соучастие умного и чуткого взрослого… 
   В аннотации театром указано: «Спектакль представляет собой историю о непростых взаимоотношениях мамы и девочки-подростка, когда переходный возраст дочери совпадает с кризисом среднего возраста её матери. В основе сюжета пять школьных сочинений…»
   Всё верно в этом суховатом определении. Основа фабулы – как учительница литературы учит школьников правильно и литературно излагать мысли, задавая темы сочинений. А мама, помогая дочке, справиться с заданиями, исподволь растит в ней будущего литератора. И при этом материалам сочинений становятся реальные события из жизни взрослеющей дочки – Лены, и из жизни ее мамы.

   События, переживания, мечтания, размышления юной девчонки и взрослой женщины переплетаются… И складывается очень тёплая, человечная, трогательная лирико-ироническая история о превратностях жизни и судьбы. Порой нелегких. Порой болезненных. Но проживаемых дочкой и мамой слаженно, дуэтом близких и любящих друг друга душ. И при этом – жизнерадостно, с веселым азартом и задором. Оно и понятно – вспоминая даже самое трудное и тяжелое, мы рассказываем о прожитом с улыбкой, даже если когда-то проливали слёзы…
   Конечно, стержень постановки – вот этот самый дуэт мамы (художественный руководитель Мос. обл. ТЮЗа Нонна Гришаева) и дочки Лены (молодая актриса Ксения Попович). Вокруг них «вертится» всё и вся. События, надежды и ожидания, поступки Лены и её мамы складываются в историю их жизни и судьбы. А рассказанная взрослеющей Леной в её сочинениях, эта история определяет сценическую игру и все перипетии спектакля. А в этих историях – и перипетии школьной жизни самой Лены; и «приключения» ее во дворе и на улицах в общении с подругами и с мальчишками; и случаи, приключившиеся с мамой на ее работе; и рассказ о фронтовой юности соседки… 

   Ксения Попович просто купается в роли, постепенно меняясь от возраста к возрасту своей героини. С азартом она бросается в каждый новый сюжет, знакомый и понятный любому и юному, и взрослому зрителю, – прощание с любимой куклой, первые «любовно-дружеские» отношения с одноклассником, первая любовная история мамы, попытка, после смерти папы, спасти маму от одиночества, сватая её за ее давнего знакомого, влюбленного в нее когда-то…
   Вихрь! Самум! Стихия – вот что такое Лена в этом спектакле в исполнении Попович. 
   И очень сдержанная, спокойная мама Ноны Гришаевой. Спокойная внешне. Сдержанная – потому что много пережила и перечувствовала и уже, как и «положено» взрослой, умудренной жизнью женщине, умеет управлять собой и своими эмоциями. Но эта мама, работающая в сфере документального кино, еще более азартна и озорна, чем её дочка. Она не менее шаловлива и хулиганиста, чем Лена. И едва ли не больше дочки горазда на неожиданные поступки, решения и выдумки.
   Это, кстати, тоже непременно надо поставить в заслугу актрисам и, особенно, режиссёру: ведь совсем непросто в сценической «семейной» истории сделать так, чтобы мы действительно ощущали – живущие перед нами в сюжете персонажи вправду из одной семьи. Что конкретно вот в этом спектакле такая Лена (К. Попович) – дочка именно этой мамы (Н. Гришаевой). А у такой мамы может быть только такая дочка… 

   Немало добрых слов можно сказать и по адресу других артистов-участников постановки: о Людмиле Мунировой, Ольге Леоновой, Антоне Афанасьеве, Алле Кондрашиной, Валерии Кукушкине, Анастасии Дворецкой, Владиславе Калашникове. Каждому из них приходится играть по нескольку ролей, порой кардинально «меняясь» в каждом новом характере, в каждом новом типаже. Они увлеченно погружаются в эту острохарактерную смену обликов. Между прочим, это весьма и весьма увлекательная задача для артиста! Она «зажигает» и «заводит» артиста именно своей сложной профессиональной задачей. И вместе с режиссером они сумели, порой вставая на грань фарса и гротеска, сохранить и лиричность, и тонкость, и подробность психологических нюансов.
   На сцене перед нами – выверенный, уравновешенный ансамбль. И в этом тоже немалая заслуга режиссера Андрея Горбатого. Ведь он задает весьма непростой общий рисунок спектакля, и в предложенной им форме актерская слаженность, ансамблевость, чувство партнера очень важны.
   И в заключение – еще несколько слов о Нонне Гришаевой. Несколько лет назад она пришла в Московский областной театр юного зрителя на пост художественного руководителя. А совмещать руководство таким сложным и капризным механизмом, как театр, с собственным актерским сценическим творчеством – ох, как непросто…Но сейчас, применительно к спектаклю «Про мою маму и про меня», о Нонне Гришаевой – прежде всего, как об актрисе.

   Нонна Гришаева не просто отлично ведет свою роль. Но она в этой постановке – замечательный, доброжелательный партнер для всех артистов. Она прекрасно вписывается в общий ансамбль. Более того: порой Гришаева как бы даже уходит на второй план – и не только в соответствии с построением некоторых мизансцен. Но вполне осознанно уступая «место под солнцем» софитов и зрительского внимания Ксении Попович. Становясь как бы фоном для дочки.

   Такое партнерство во имя общего успеха – дорогого стоит! Но в нужный момент, в критические минуты каждого из сюжетов, мама берет бразды ситуации в свои руки и выходит на первый план. И тогда Нонна Гришаева великолепно солирует. Буквально! Сольные выходы – и в танце. Легком, изящном, задорном… и сдержанно-полетном, безудержно-азартном. И если уж мама летает, то дочка отставать не может! Сольные выходы – и в пении. В те, например, минуты, когда мама Лены, вспоминая былые сердечные приключения и не случившиеся привязанности, со скрытой иронией и самоиронией, но нежно и проникновенно напевает знаменитую «Беса ме мучо…» 
   Словом, хорошая история, написанная Еленой Исаевой увлекательно, весело и душевно рассказана со сцены Московского областного театра юного зрителя. И неудивительно, что этот спектакль увлеченно и азартно смотрят и младшие школьники, и подростки, и старшеклассники, и их папы-мамы-бабушки-дедушки.
 
P/ S.: Короткая справка. 
Пьеса «Про мою маму и про меня» имеет счастливую постановочную судьбу. Спектакли по этой современной пьесе в российских театрах, неоднократно получали награды на театральных фестивалях.
С пьесой «Про мою маму и про меня» Елена Исаева стала первым лауреатом Всероссийской драматургической премии «Действующие лица» (2003 г.), а радиоспектакль Радио России по этой пьесе стал лауреатом Международного фестиваля Европейского радиовещательного союза «Приз Европы» в Берлине (2004 г.).
Елена Исаева участвует в театрализованных программах московского «Театра поэтов».
По ее пьесам в начале февраля одна за другой в московских театрах прошли три премьеры: «ДОК. ТОР» на Малой сцене театра п/р А. Джигарханяна, «НЕПЬЕСА на двоих» в театре «Школа современной пьесы» и моноспектакль «Тюремный психолог» в театре «Человек». 
А в начале третьей декады февраля на одной из Открытых сцен МХАТ им. М. Горького пройдет поэтический вечер Елены Исаевой (с участием замечательного музыканта Сергея Летова).
 
Валерий Бегунов,
театральный критик,
обозреватель журнала «Современная драматургия»

Фотографии из архива МОТЮЗа
 
© Валерий Бегунов Все права защищены.

К оглавлению...

Загрузка комментариев...

Троицкий остров на Муезере (0)
Троицкий остров на Муезере (0)
Храм Христа Спасителя (0)
Троицкий остров на Муезере (0)
Этюд 1 (0)
Микулино Городище (0)
Троице-Сергиева лавра (0)
Беломорск (0)
Медведева пустынь (0)
Соловки (0)
Яндекс.Метрика           Рейтинг@Mail.ru     
 
 
RadioCMS    InstantCMS