ПРИГЛАШАЕМ!
ТМДАудиопроекты слушать онлайн
Художественная галерея
Дом поэта Н. Рубцова, с. Емецк (0)
Кафедральный собор Владимира Равноапостольного, Сочи (0)
Побережье Белого моря в марте (0)
Побережье Белого моря в марте (0)
Москва, Смольная (0)
Москва, ул. Санникова (0)
Зимнее Поморье. Река Выг (0)
Катуар (0)
Осенний отлив на Белом море. Поморский берег (0)
Северная Двина (0)
Мост через реку Емца (0)
Беломорск (0)
Беломорск (0)
Троицкий остров на Муезере (0)
Беломорск (0)
Дом-музей Константина Паустовского, Таруса (0)
Храм Преображения Господня, Сочи (0)

«Букет Императрицы» (или история одного аромата) Александр Ралот

article249.jpg
 Моя вечно занятая дочь, в конце концов, таки решила навести порядок в своих «авгиевых конюшнях». В мешок с прочим девичьим хламом полетели поздравительные открытки позапрошлогодней давности, какие-то засохшие цветы и флакончик из давным-давно почивших в бозе духов.
Оригинальная необычно яркая, почти не выцветшая коробка и не менее оригинальный пузырёк — подарок любимой внученьке от бабушки. Добрый десяток лет назад, моя дочурка наряжала на бал своих многочисленных кукол, пыталась добыть из этого флакончика хоть капельку необычного аромата и подражая взрослым особям женского пола елозила флакончиком у себя за ушком.
Я позвал из соседней комнаты сына-подростка усадил его и дочку на краешек дивана (всё остальное место на нем занимали многочисленные девичьи наряды) и начал свой очередной ( традиционный) урок истории в нашем доме.
 
Глава 1
 
 Российская империя конца девятнадцатого века считалась страной весьма прогрессивной ни в чём не уступающей своим западноевропейским соперницам. А посему следуя тогдашней моде в её столицах регулярно проводились различные промышленные, сельскохозяйственные и кустарные выставки. 
Одним из главных был вопрос о выборе места проведения выставки. Масштабы предстоящего смотра требовали большого свободного пространства в центре города. Московское отделение Совета торговли и мануфактур, выбрало для этой цели место на окраине города, на Ходынском поле. Лучшие архитекторы того времени разработали эскизный проект и подсчитали затраты на возведение выставочных зданий — 500 тысяч полновесных рублей.
Известный миллионщик и владелец парфюмерных заводов Брокар устроил на своей площадке настоящий фонтан из своего «Цветочного» одеколона. Такая щедрость привела к тому, что полицейским, дежурившим на выставке, даже пришлось успокаивать толпы желающих бесплатно подушиться. Давайте будем справедливым к нашим не столь далёким предкам и отметим, что одеколон «Цветочный» и без того был чрезвычайно популярен в и у знати и у людей весьма скромного достатка. Большим успехом в то время пользовались духи «Идеал», «Жасмин», «Тубероза», «Реймс». В Интернете, если хорошенько порыться, можно найти рекламный лист 1902 года, а на нём такие необычные наименования, как «Модерн» и «Веяние садов Семирамиды». Что поделать, производители продукции были просто обязаны учитывать влияние общественных вкусов и модных тенденций. Дамские духи «Персидская сирень» частенько именовались «просто неподражаемыми».
Был ещё один продукт, приносящий весьма солидную прибыль предприятию Брокара — зубной порошок. Его продавали исключительно в изысканных жестяных коробочках, украшенных красивыми хромолитографиями. (Хромолитография — это способ воспроизведения многоцветных изображений, при котором для каждой краски вручную изготовляется отдельная печатная форма). О обрусевшем французе Брокаре ходили удивительные легенды.
Судачили, что ещё в начале своей стремительной карьеры француз-парфюмер присутствовал на вечеринке, куда был также приглашён молодой франтоватый певец. Никто из присутствующих не заметил подвоха, когда кто-то взял да и поставил на рояль корзину с фиалками. Цветы были удивительно свежи и распространяли изумительный аромат. Слушатели в полном составе пришли в восторг, а вот самоуверенный красавец певец — нет. Ни с того, ни с сего, он почему-то взял не ту ноту, и вызвал у всех полнейшее разочарование и приступ жалости. Причину знал только Брокар. От запаха этих цветочков очень часто садятся голосовые связки.
В 1889 году талантливый предприниматель смог успешно реализовать ещё одну свою задумку. Он раздобыл, казалось, давно утраченный рецепт и воссоздал одеколон наполеоновской армии. Назвал его просто и гениально — «Тройной». Это был первый российский одеколон для мужчин. А его духи «Персидская сирень», завоевали золотую медаль на престижной Парижской выставке.
Существовала в то время в России ещё одна фирма выпускающая аналогичную продукцию — «Альфонс Ралле и Ко». Понятно дело, что успехи выдающегося конкурента сильно уязвили самолюбие владельца и его компаньонов. Но, увы, как они не старались ничего даже отдалённо похожего у них не получалось. Но кто ищет, тот всегда найдёт. За большие деньги они смогли переманить к себе на должность главного парфюмера самого Эрнста Бо. Через некоторое время он создал для своих работодателей знаменитые духи «Царский вереск» и «Фея роз», которые ни в чём не уступали повсеместно известным французским ароматам. После этого убытки уже стали нести предприятия объединения «Генрих Брокар и Ко».
Ничего не поделаешь, бизнес есть бизнес. Деваться некуда, миллионщику Брокару срочно понадобился новый главный парфюмер. Вскоре эту должность занял молодой француз Август Мишель.
А теперь давайте вновь обратимся к всемирному разуму, то есть к вездесущему Интернету. И отыщем там записки матери нашего последнего императора — Марии Фёдоровны.
Если их очень внимательно читать, то можно отыскать строку упоминающую о духах, подаренных ей «Товариществом Брокар и Ко» по случаю рождения наследника престола. Мелькнуло даже имя Августа Мишеля.
 Вдовствующей императрице так понравился новый аромат, что она предпочла его «Розе крем» от Франсуа Коти, которым пользовалась раньше.
Именно с этого подарка началась история парфюмерного шедевра, названного «Любимый букет императрицы». Оригинальный флакон из чистого горного хрусталя украсили этикеткой с портретом Екатерины II. (Матушка Николая Второго, несмотря на многочисленные просьбы миллионщика, не дала своё согласие на то, чтобы её портрет украшал флакон новых духов. Представителям фирмы «Товариществом Брокар и Ко» ничего не оставалось, как только поместить на этикетку портрет Екатерины II. Если уж Мария Фёдоровна, в своё время, не разрешила, чтобы её портрет располагался на сторублёвой купюре, которую в народе позже стали именовать не иначе как «катенькой», то здесь отказала в самой категоричной форме.)
Такая смесь протокольной лести и помпезной упаковки из алого шелка были вполне в духе тех необычных времён.
 Идея создания этих духов принадлежала всё тому же Брокару. Но его главный парфюмер, помимо нескольких десятков цветочных компонентов, самостоятельно включил в состав духов альдегиды — только что изобретённые синтетические вещества, придававшие этому аромату ни с чем не сравнимый абстрактный запах. 
 Признаем же, что Фирма «Альфонс Ралле и Ко» эту дуэль запахов проиграла начисто. Однако будем справедливы и отметим, что её знаменитый парфюмер Эрнст Бо уже в эмиграции принял самое непосредственное участие в создании знаменитого аромата под названием «Шанель №5».
Духи Августа Мишеля «Любимый букет императрицы» создавались для благоухания исключительно царствующих особ. Несмотря на свою огромную популярность их выпускали весьма ограниченным тиражом. «Шанель №5», с входящим в их состав мускусом, изначально были предназначены для эмансипированных женщин. Поэтому, несмотря на некоторую схожесть, это, на мой взгляд, совершенно разные духи.
 
Глава 2
 
 Родные и близкие Августа Мишеля уехали из Российской империи ещё до начала Первой мировой войны. А парфюмер взял да и остался. Что двигало им? Скорее всего мы об этом не узнаем никогда. Вполне возможно, «величайший нос того времени» просто влюбился и не смог расстаться с ней, самым дорогим ему человеком. А жениться не мог, так как уже был женат и даже имел дочь. По другой версии, он не сумел уехать во Францию из-за того, что банально потерял паспорт. Хотя в это согласитесь, верится, с трудом.
Чем занимался этот человек в бурные годы становления советской власти я так и не узнал. Что поделать этот гений был человеком очень закрытым и крайне не публичным.
Духи и одеколон понадобились и новой власти. Хорошо пахнуть хотят все, и с этим ничего не поделаешь. Такова уж человеческая натура. Национализированная фабрика «Товарищества Брокар и Ко» под броским названием «Новая заря» быстро перешла к производству массовой парфюмерии, возрождая традиции «Цветочного одеколона».
Тот же самый главный парфюмер этой фабрики француз Август Мишель и его помощники приступили к разработке оригинальных советских ароматов. Первым из его лаборатории вышли в свет духи «Манон». В них хорошо сочетались запах гвоздики (эвгенола) и запах ландыша. Но эти духи большого спроса не имели. Их запах был слишком нежными для партийных работников и «нэпманской» элиты тех лет. От парфюмера требовали сильного, революционного незабываемого аромата.
В Европе до настоящего времени вовсю гуляет анекдот: «На просьбу дамы помочь ей с выбором духов продавец уточняет: «Вам для нападения или для защиты?» В Советском Союзе практически все духи в те годы были универсальными — слегка привлекая вначале, они отталкивали потом. Особенно если смешивались с запахом пота в переполненном общественном транспорте.
Сам маэстро Мишель считал, что именно сейчас пробил его звёздный час. Вместе со старым сотрудником фабрики — художником предприятия, он придумывает новое название своему творению. Его привело в восторг представленная упаковка — красно -золотистая коробочка. Ему казалось, что именно такое оформление точно выражает не только образ его авторских духов, но и художественный авангард, ворвавшийся тогда в мир устоявшегося стиля в упаковке парфюмерной продукции.
В далёком 1924 году парфюмер представил новую версию своих знаменитых духов руководству фабрики и предложил новое авангардное название: «Красная Москва».
С большим сожалением должен сказать, что советская парфюмерия всё ещё оставалась мещанским пережитком. Бывшие «духи императрицы» из роскошных ароматов для избранных превратились в достаточно доступную вещь. Цветочный букет с искорками мускуса стал единственной возможностью для многих поколений советских женщин ощутить потаённую радость, извечное пристрастие россиянок к пряным запахам Востока и свежему дыханию среднерусской природы. 
В 1939 году руководство страны советов выставке организовало грандиозную выставку «Пищевая индустрия». На ней выставлялись многочисленные картины и плакаты, рекламирующие продукцию советских фабрик и заводов. Среди этих полотен выделялась работа художника Алексея Вольтера «Продукция ТЭЖЭ», где на переднем плане красовалась подарочная коробка с набором духов, пудры и мыла «Красная Москва».
К сожалению, создателя этих ароматов на выставке не было. Его вообще уже давно не было в живых. Он был оклеветан и погиб в ГУЛАГе. Такая же участь постигла и художника, правда несколько лет спустя. Их имена больше нигде не упоминались. Но великие ароматы нашего прошлого, ставшие предметом искусства, живут по законам, неподвластным жизни и смерти человеческой.
Притихшие дети молча крутили в своих руках пустой флакончик. Затем дочь подняла на меня свои чуть повлажневшие глаза и решительно поставила его на почётное место, рядом с все ещё любимой куклой.
 
© Ралот А. Все права защищены.

К оглавлению...

Загрузка комментариев...

Северная Двина (0)
Северная Двина, переправа (0)
Беломорск (0)
Ростов (1)
Москва, Беломорская 20 (0)
В старой Москве (0)
Снежное Поморье (0)
Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя, Сочи (0)
Дом-музей Константина Паустовского, Таруса (0)
Село Емецк, Холмогорский район (0)

Яндекс.Метрика

  Рейтинг@Mail.ru  

 
 
InstantCMS