ПРИГЛАШАЕМ!
ТМДАудиопроекты слушать онлайн
Художественная галерея
Старая Таруса (0)
«Рисунки Даши» (0)
Музей-заповедник Василия Поленова, Поленово (0)
Автор - Александр Лазутин (0)
Собор Василия Блаженного (0)
Побережье Белого моря в марте (0)
Старая Таруса (0)
Москва, Ленинградское ш. (0)
Зимнее Поморье. Рыбаки у Беломорска (0)
Вид на Оку с Воскресенской горы, Таруса (0)
Москва, Ленинградское ш. (0)
Старая Таруса (0)
Храм Казанской Божьей матери, Дагомыс (0)
Долгопрудный (0)
Соловки (0)
Москва, Ленинградское ш. (0)
Москва, пр. Добролюбова 3 (0)

Новый День №58

«Новый День» литературно-художественный интернет-журнал №58 январь-апрель 2024
 
Храмы средней полосы России. Фотографии Александра Ралота.
Поначалу все это воспринималось мной, как полусерьезное эссе, призванное просто пришпоривать мысли того, кто и сам раздумывает о подобном. Но… нежданно для самого себе я от Анти-Гегеля перепрыгнул к Матушке-Истории. Неожиданно для себя. Но довольно логично. Ведь и гегелевское восприятие хода истории – лишь лоскуток цветистого покрывала человеческой логики и человеческих же фантазий.
Правда, сегодня, особенно для нас, постсоветских, взращивавшихся на идеях всемирного прогресса, поступь матушки Истории напоминает движения вакханки, которая никак «не дойдет до дома с дружеской попойки». Говоря же более возвышенным языком древней Бхараты – или Индии, История – неистовый танец Шивы, вздымающего своими босыми ступнями мириады пылинок – человеческих судеб.
Но так видится не всем. И уж явно не всегда.
Вспомним вместе особенно яркие мыслеобразы движения истории, попытавшись, если не сшить их, то, подобно многим иным, хотя бы сложить рядом цветные лоскуты покрывала.
Один из древнейших, причем многовариантных и многоликих образов истории, как образа движения от Золотого века ко все большему упадку либо просто резкому падению уже сочно обрисован в Ветхом Завете – грехопадение Адама и Евы и их изгнание из Эдема. Образ насыщеннейший нюансами переживаний и смыслов. Ведь помимо всего прочего, «когда мы были молодыми» (а это повторяется из поколения в поколение), и мир, в который мы входили без бадиков и таблеток был совсем иным…
Другая же – более масштабная вязь концепций – циклическая. Колесо Фортуны бесстрастно вздымает и опускает и отдельных владык, и целые царства. Так было и так будет. Ничто не ново, и не вечно под луной…
Пока мы еще прикоснулись лишь к первым цифиркам таблицы умножения.
Но вот сознанием людей обстругивается Стрела Времени. Мировая История начинает восприниматься, как полет этой стрелы, движущейся вперед и вверх, «а там…»
А что там? – Там, по крайней мере, на внешнем плане, авансцене исторического движения, путь раздваивается.
Одна из дорог – путь Всемирного прогресса в его обрисовке Новым Временем. Тут и великий фантаст Гегель с его видением мировой истории, как сферы расширения свободы: от свободы Деспота – к свободе немногих, как в Элладе и далее к пропитанной германским духом свободе для всех.
Вторая же – куда более древняя – дорога Апокалипсиса, Рагнарока, дорога масштабных революций – «кровавых, но все же целебных».
Вполне понятно, что привлекательная дорога Прогресса тоже не во всем виделась проспектом, обсаженным восхитительными деревьями, усеянными плодами цивилизации. Но сама по себе она казалось не просто проторенной, но и четко направленной в будущее. Сегодня Образы –кони такого Прогресса неожиданно встали, словно перед мостом, снесенным разбушевавшейся стихией. Что же касается Гегеля, то при всем богатстве его воображения, четкой логичностью и насыщенности мыслью реалии последней сотни лет навевают совсем иное. Создается ощущение движения в прямо противоположном направлении. И если сто с небольшим лет назад можно было встретить экстравагантно-убийственную вещь «Прогресс, как эволюция жестокости», то сегодня поневоле рисуется образ путей истории, как путей ограничения свобод. Причем не просто ограничений какими-то деспотами и диктаторами, которые определяют образцы женских причесок, длину юбок либо запрещают слово «курносый», а тех ограничений, которые помимо прочего накладывает сама логика жизни. Чем сложнее и взаимосвязаннее различные компоненты общества, тем больше ограничений опутывают его членов. И. если раскинувшееся на просторах Великой степи кочевое общество не нуждалось в детально расписанных правилах дорожного движения, то сегодня трудно представить без них существование мегаполисов. И не только. То же относится и к правилам дорожного движения по жизни в целом. Поскольку же всяческие правила и ограничения создаются людьми со своими интересами, корыстями, «тараканами в головах» и прочим, то является и масса таких ограничений, которые отнюдь не выглядят разумными, наглядный пример чего дает не раз уже поминавшаяся всемирная антиковидная кампания.
Итак, привычная и милая нашим сердцам идея Всемирного прогресса застопорилась. А вот с Апокалипсическим видением мира все иначе. Причем картины в таком видении не плоски и разнообразны.
Это видение тоже зиждется на представлениях о направленности мирового исторического развития. Но направленности, сопровождаемой катастрофой, которая должна предшествовать миллениуму – тысячелетнему царству Божия на Земле. Непосредственно религиозные версии апокалипсиса хорошо известны, и потому не будем на них останавливаться.
Но вспомним несколько иное. То, из-за чего великий английский историософ А. Тойнби назвал марксизм «листом, вырванным из Евангелия». Это иное – различные концепции Мировой революции и уподобляемой по духу своему Страшному Суду Диктатуре пролетариата.
Старик (1)
Весенняя река Выг. Беломорск (0)
Беломорск (0)
«Рисунки Даши» (0)
Зимнее Поморье. Река Выг (0)
Микулино Городище (0)
«Знойно» 2014 х.м. 40х60 (0)
Беломорск (0)
Беломорск (0)
Весеннее побережье Белого моря (0)

Яндекс.Метрика

  Рейтинг@Mail.ru  

 
 
InstantCMS