Чукоккала
Со сказками и стихами этого писатели дети знакомятся за долго до того, как научатся читать самостоятельно. Ещё пару десятков лет назад своим маленьким слушателям их читали вслух мамы, бабушки и дедушки. Гораздо реже-папы. В наш двадцать первый век всех этих родственников заменили плееры, планшеты и прочая компьютерная живность.
Великое множество ярких и запоминающихся персонажей, добрых и не сильно злых остаются в памяти юного поколения и хранятся там всю жизнь. А что мы знаем о самом писателе? Как он жил? Как стал писать?
***
Будущий писатель родился очень давно, ещё в девятнадцатом веке, в столице Российской империи в городе Санкт-Петербурге. Ещё мальчиком он вместе с мамой переехал в жить к морю, в славный город Одесса.
Из гимназии (то есть из общеобразовательной школы) его отчислили. И не потому, что мальчик плохо учился. В те годы вышел закон. Его называли «Циркуляр о кухаркиных детях». И вот, в соответствии с ним детям из бедных семей путь в гимназию был закрыт. Жизнь в Одессе была несладкой для семьи, денег почти не было. Часто недоедали. Однако мальчик показал всем, что у него есть характер. Подрабатывал, где только мог. Разносил газеты, чистил и красил крыши, расклеивал по городу афиши. Купил подержанные учебники. Учился самостоятельно, дома. И в конце-концов взял да и сдал экзамены в гимназии, экстерном.
Феноменальная память позволила юноше совершенно самостоятельно выучить английский язык. Купил на одесском привозе самоучитель Олендорфа. Писал на крышах дома английские слова, заучивал их, а потом закрашивал. Хозяева домов, усердного юношу хвалили. Крыши всегда были выкрашены на совесть. Позже стал подрабатывать и переводами. Тексты переводил прямо с листа, ни разу не запинаясь. Много лет спустя уже взрослым человеком писатель узнал, что в зачитанном до дыр, самоучителе отсутствовали страницы, на которых подробно описывался принцип правильного произношения. И однажды оказавшись в Англии, сильно удивился, что местные жители его совершенно не понимают.
Хорошей работы в солнечной Одессе не было. Молодому человеку пришлось возвратиться в дождливый Санкт-Петербург. Там удалось устроиться на работу довольно быстро. Он раздобыл немного денег и стал издавать журнал «Сигнал». За размещённые в этом издании злые карикатуры писатель был арестован. Однако через девять дней верным друзьям удалось вызволить его из заключения.
***
После революции Максим Горький предложил ему возглавить детский отдела издательства «Парус». Пришлось молодому писателю стать всероссийским сказочником.
В те годы сильно болел его сын Коля. Чтобы отвлечь любимое чадо от приступов, писатель буквально на ходу стал придумывать сказку, про крокодила, который любит питаться калошами.
Шли годы. Герой моего рассказа ежедневно ходил по различным издательствам, Отслеживал каждую вышедшую из печати строчку. Его произведения публиковались в журналах «Ёж», «Костёр», «Чиж» и «Воробей». И какой-то момент писатель и сам поверил в то, что сказки – это его призвание.
Вот собственно и всё, что я хотел тебе рассказать, мой юный читатель. Ты, конечно же, напомнишь мне, что в каждой моей загадке есть подсказка. И будешь прав. Есть она и здесь. Знаешь где? Она в самом верху. В названии. Удачи тебе и успехов.
Великий выдумщик
- Придумай рифму к слову "пакля"!
- Рвакля (это когда рвут что-нибудь) и шмакля (значение придумайте сами). Ещё можно добавить слово "вракля" - когда врут.
***
Свои детские и юношеские годы этот замечательный человек описал в повести «Тайна на дне колодца». К большому сожалению автор эту книгу в своих руках подержать не успел. Её издали смерти писателя. В ней он рассказал о маленьком посёлке Ирпень, где жила тогда небольшая семья то ли железнодорожника, то ли актёра. Почему именно так, узнаете прочитав автобиогарфическую повесть.
***
Не раз писатель рассказывал своим слушателям, что осознавать себя отчетливо начал к четырем годам. В окружении вещей, которые пробуждают мысли – «Вот сутулый, с выдвинутыми вперед плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит,… погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него немного добьешься слов». Его величество Шкаф умеет изъясняться на непонятном, скрипучем языке. А Буфет не умеет! Зато именно в нём хранятся всякие вкусности.
***
Повзрослев и пойдя в школу мальчик уже мечтал стать музыкантом. И не простым а как минимум Паганини или даже более того.
Голод, холод, страшная неизлечимая в те годы болезнь с коротким названием тиф. Через всё это предстояло пройти будущему писателю. Довелось поработать на кирпичном заводе. Вывозить шлак из печи для обжига кирпича, и одновременно самостоятельно учился по программе средней школы.
Понятное дело скрипку пришлось продать. Но пытливый подросток тут же увлёкся химией. И усиленно готовился к поступлению на химический факультет! Но перед самым началом приёмных экзаменов взял да и передумал! Отнес документы и поступил в Художественный. Спустя пять лет окончил же факультет кинематографии. Он устроился работать в самое настоящее кино.
***
Стал режиссером мультфильмов, научных и учебных картин. А во время Великой Отечественной войны снимал военно-патриотические фильмы.
***
Вот только один эпизод из жизни будущего писателя. Как-то ему поручили снять фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль». Железное чудовище с большим трудом привезли в киностудию. Инструктор-англичанин показал русскому водителю-танкисту, как управлять этой махиной. И уехал. На следующий день, танк во время съемок вместо того, чтобы поворачиваться вокруг своей оси, стал двигаться по всему помещению. Старясь проломить тонкие стены. Молодой парень-водитель делал всё возможное. Но заграничная машина никак не желала подчиняться воле человека. Мало того превратилась в совсем неуклюжий тихоход.
Будущий писатель сел рядом. Теперь уже и от него зависела судьба грозной машины. Ведь подобные танки вот-вот должны были поступить на вооружение в Красную Армию. Внимательно наблюдая за действиями водителя, он таки обнаружил ошибку. Фильм был успешно снят. Кадры и титры сопровождала «Лунная соната» Бетховена. За этот фильм, и за работу в области научно-технического кино герой моего повествования был награжден орденом Красной Звезды.
***
После войны его рассказы для детей уже печатались в одном из самых известных в то время журналов — «Мурзилке». Сборники рассказов «Ступеньки» и «Веселые рассказы» для детей младшего и среднего возраста увидели свет в 1947 году. В «Веселых рассказах» главными героями стала неразлучная пара друзей, которые, являясь полной противоположностью, прекрасно дополняли друг друга. Через несколько лет писатель создал совершенно нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.
За детскую трилогию о мальчике, в огромной шляпе, писатель был удостоен Государственной премии имени надежды Константиновны Крупской.
Ну вот собственно и всё что, я хотел вам рассказать об этом замечательном человеке. Конечно вы уже догадались о ком идёт речь. А если нет, то подсказка вон там вверху. В первых строках моего повествования. Удачи вам юные читатели.
Два автора для одного всем известного медведя
Моя пятилетняя непоседа-внучка протягивает мне потрёпанную книжку, с потускневшими от времени картинками.- Деда, а деда! Ну, почитай. Ну, пожалуйста.
- Зайчонок. Ты же умеешь читать. И буквы все знаешь, и даже знаешь, как их складывать в слоги, а уже их в слова. Садись рядом со мной. Я буду работать, а ты мне читать. А потом, мы пойдём с тобой гулять. И ни куда-нибудь, а прямо на берег реки Кубань.
- Не-а. Не хочу. У меня плохо читается. У тебя лучше. И вообще, если читать не станешь, я попрошу бабулю мне мультик про медвежонка поставить. Будешь знать!
Это уже шантаж. Мультфильмы про этого «плюшевого зверя» конечно классные. Я имею ввиду не заморские, а наши-советские. Но в нашей семье читать любят все и моя, дедовская задача привить эту страсть «курносо-косичкиному» созданию.
- Внуча, давай договоримся так. Я тебе рассказываю про двух дядей-авторов которые создали этого симпатягу-мишку, а заодно и про его друзей, а ты уже потом мне почитаешь, но только в слух и с выражением. Идёт?
Маленький человечек вздыхает. И лезет на диван, не выпуская книгу из рук.- Только, если я усну, то это не считается. Я во сне ещё читать не научилась.
Я беру с тарелки, стоящей на моём столе, румяное яблоко. - На грызи. Уверяю тебя с яблоком в руке уснуть, конечно, можно, но всё же много труднее чем без него.
- Давай, начинай.- Внучка отложила книгу и принялась за фрукт.
***
Жила была на далёком острове, под названием Великобритания, королева. Она, как и ты очень любила читать.
- Я пока, не очень люблю. - Немедленно возразила внучка, откусывая очередной кусок яблока.
- Так вот, эта самая королева взяла да и прочитала книжку про весёлого медвежонка и его друзей. Топнула ножкой и потребовала, чтобы ей немедленно принесли все книги этого автора.
- И что принесли? Много? Везёт же некоторым. Королевам. - Внучка нежно погладила книжку.
- Конечно. А как же. Королевский же приказ. Но только очень сильно взрослые. Детская среди них была только одна. Та, которую царствующая особа уже прочитала. Дело в том, что автор был, в общем-то, учёным, а не сказочником.
- Жаль. А как же он эту, про медвежонка, сочинил?
- Для своего маленького сыночка, по имени Кристофер. Был у мальчика большой плюшевый мишка.
Вот папа и придумал различные истории, произошедшие с ним. Остальные персонажи, тоже игрушки принадлежащие сыну. Их, в разное время покупали родители или дарили соседи. Кстати, у знаменитого ослика, действительно почему-то не было хвоста.
Папины сказки так всем понравились, что В 1929 году продюсер (это не фамилия, а важная и нужная профессия) Стивен Слезингер выпустил несколько спектаклей на виниловых пластинках.
- Знаю, знаю. Это такие чёрные кругляшки. Они у нас на чердаке валяются, потому, что их крутить совершенно не на чем.
- Всё правильно, внуча. Сейчас информацию передают при помощи совсем других устройств. Но книги, как видишь, живут и поныне. - Я открыл было рот чтобы продолжить свой монолог о пользе печатного слова, но слушательница меня бесцеремонно перебила.
-Деда. Ты мне всё про одного автора. А при чём тут второй? Нельзя же про одного медведя писать вдвоём? Пусть даже и очень весёлого.
- Вообще-то можно и такой способ сочинения называется соавторством. Но с этой книгой произошёл совершенно уникальный случай.
- Ух, ты как здорово. Я так люблю, когда уникальный. Только ты потом не забудь рассказать мне, что такое «уникальный».- Внучка окончательно разобралась с яблоком и уже карабкалась мне на колени.
- В далёком 1960 году была подписана в печать русская версия сказок о забавном медвежонке. Детский писатель и переводчик не только перевёл на русский язык английские сказки, но очень сильно их переиначил. С его лёгкой руки во всём мире теперь известно, что у мишки «опилки в голове». Он же разнообразил речь героев. Так появились знаменитые «сопелки, кричалки и пыхтелки». Картинки к сказкам рисовали разные художники. Но ту книжку, которую ты держишь в руках, иллюстрировал Виктор Чижиков. Тот самый, что придумал еще одного известного мишку. Наш символ московской олимпиады.
- Вот этого?- Девочка показала, на старую фотографию, висящую над моим рабочим столом.
- Деда. А теперь давай про мультик, рассказывай.
- Вот уж нет. Хитрулька маленькая. Теперь настала твоя очередь. Помнишь о чём мы договаривались?
- Помню. - вздохнула девочка. Но потом обязательно про мультик. Их же тоже два существует. Мне наш больше нравится. А тебе?
- Мне тоже. Согласился с внукой я. И открыл книжку на страничке с закладкой, на которой была изображена знаменитая сова.
Метка двойка
В Соединённых Штатах Америки есть малюсенький городок по имени Ганнибал. Ну что поделать, любят тамошние жители называть свои поселения громкими именами. Посмотрите на их карту. Там и Москва, и Санкт-Петербург и Венеция с Римом, и Ганнибал тоже присутствует. Так вот, городок этот прославил совсем не древний военно начальник, когда-то очень давно, перетащивший здоровенных слонов через высоченные горы - Альпы, а всего-то один из его жителей. Вернее не столько сам житель, сколько персонажи, которых он придумал. Есть здесь отель с красивым именем «Бекки» и улица имени двух закадычных друзей.
***
Родился герой этого рассказа совсем не в этом самом Ганнибале, а в штате Миссури. Это уже потом его папа и мама и старший брат взяли да и сменили место жительства, переехав в город Ганнибал. На радость тогдашних и будущих его обитателей.
Дело в том, что человек о котором идёт речь, не мудрствуя лукаво, в своих книгах жителей этого города описывал чаще всего. Так уж случилось, что спустя некоторое время умер глава семейства. И его сыновьям пришлось срочно взяться за работу. Старший брат занялся издательским бизнесом, чтобы хоть как-то обеспечивать семью. А младший Сэмюэл подрабатывал у него наборщиком текста. А повзрослев маленько, начал писать статьи на разные темы. Но самые смелые и яркие тексты парнишка отдавал в печать только тогда, когда его брат Орайон отправлялся в очередную командировку
***
В Америке вспыхнула Гражданская война. Газеты продавались плохо и тогда Сэмюэл устроился лоцманом на корабль. Будущий великий писатель не раз повторял, что если бы не война, он бы всю жизнь так лоцманом и проработал бы. В далёкой заснеженной России в этот год отменили крепостное право, а наш герой отправился на запад своей страны. Там как раз открыли большие залежи руды, содержащей серебро. Поработал маленько на рудниках и понял- не его это дело. Не его!
Вернулся в родную журналистику. Стал работать в газете. В штате Вирджиния.
Съездил ненадолго в Европу. Издал там книгу под названием «Простаки за границей». Именно она принесла писателю первую славу.
***
Прошло ещё шестнадцать лет!
Писатель публикует книгу о похождении юного сорванца Тома. Именно она и приносит Сэмюэлу поистине всемирную славу. Целых восемь лет ушло на то, что бы написать второе известное произведение, о лучшем друге Тома. Затем читателям предлагается популярный исторический роман под названием «Принц и нищий».
***
Герой моего рассказа очень интересовался новыми идеями и теориями. Дружил со знаменитым Николой Тесла. В одной из своих книг Сэмюэл приводит подробнейшее техническое описание, насыщенное мельчайшими деталями. По всему выходит, что автор был не просто знаком с некоторыми терминами, но и был непосредственным участником интереснейших научных экспериментов.
***
В последние годы жизни все беды решили навалиться на него в одночасье. Новые романы и повести не сочинялись. Великий писатель ежедневно ощущал упадок творческих сил. Его ранние книги стали хуже продаваться. Материальное положение стремительно ухудшалось. И самое страшное - погибли жена Оливия Лэнгдон и трое из четверых детей. Удивительно, но Сэмюэл Ленгхорн Клеменс продолжал оставаться таким, каким его знали друзья и поклонники.
Старался не унывать, порой даже шутил!
***
Вот собственно и всё, что я хотел поведать вам мои юные читатели об этом удивительном человеке. Вы спросите - А где же подсказка? Она на своём месте. Как всегда, вон там вверху. В названии этого рассказа.
К оглавлению...