ПРИГЛАШАЕМ!
ТМДАудиопроекты слушать онлайн
Художественная галерея
Храм Казанской Божьей матери, Дагомыс (0)
Собор Архангела Михаила, Сочи (0)
«Знойно» 2014 х.м. 40х60 (0)
Храм Казанской Божьей матери, Дагомыс (0)
Весеннее побережье Белого моря (0)
Москва, ВДНХ (0)
Москва, Смольная (0)
Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя, Сочи (0)
Музей-заповедник Василия Поленова, Поленово (0)
Малоярославец, дер. Радищево (0)
Храм Преображения Господня, Сочи (0)
Побережье Белого моря в марте (0)
Кафедральный собор Владимира Равноапостольного, Сочи (0)
Беломорск (0)
Соловки (0)
Дом-музей Константина Паустовского, Таруса (0)
Москва, Фестивальная (0)

«Соловки» (быль) Александр Лазутин

article922.jpg
-1-
 
У Выг-реки, на скалах серых,
Места святые нашей веры
И этой повести истоки
На островах моей Сороки(1).
 
Здесь старец жил вблизи часовни
В плену ветров, снегов и молний.
Все знали Германа-скитальца(2)
Благочестивого страдальца.
Поморы чтили старика,
Что к ним пришёл издалека.
Из Тотьмы был душевный старец,
Но здесь застрял карел-скиталец.
Он долго жил у Бело-моря,
Молясь в тиши, с судьбой не споря.
 
Не спят поморы- рыбаки,
Их манят в море Соловки.
Садится с ними Герман в лодку
Ловить навагу и селедку.
Пустынны в море острова,
О них ещё слаба молва.
 
Душа с грехом в кровавой битве,
И видит Бог, в простой молитве,
Вдали от страсти и гордыни,
Находим мы свои святыни.
И благодать тому дана,
Кто чашу пьет любви до дна.
 
-2-
 
Над Валаамом свищет ветер,
Но в путь пустился на рассвете
Монах Савватий по волнам
К студеным выгским берегам.
Он шёл, молясь через тайгу,
Порой промокший и в снегу.
Брел по болотам и борам,
Где мы не рады комарам...
Услышал Бог его мольбу – 
Нашёл он Германа избу.
 
У Бога нет обид и злости –
К Нему нельзя идти как в гости.
В уединении безмолвно
Идем мы к истине покорно.
Но знать не можем мы итога,
Когда предстанем у порога
Святых ворот на небесах.
Что перевесит на весах?
Добро и зло решат за нас,
И Бога праведного глас....
 
Как в Белом море путь искати –
Над лодкой сивер тучи катит,
А волны бьет о спины скал,
Преград не зная ветра шквал.
Но впереди пустынный остров
Из моря встал, как крепкий остов.
Поморы здесь держали тони.
Сюда вели ладьи искони.
 
  
-3-
 
Ты велика, моя Россия!
Есть Валаам, Кижи и Сия!
И в Белом море Соловки
Стоят всем бедам вопреки!
 
На этот остров держат путь,
Душой чтоб к истине прильнуть,
Савватий, Герман. Два монаха,
В своих сердцах не зная страха.
Суровый Гандвиг отступил –
Дух веры ветер победил.
Лишь в уповании на Бога
Нам шелком стелется дорога.
 
Вдали от близких и родных
Два верных инока седых,
На остров выйдя помолились,
В версте от моря поселились.
И чтоб не мокнуть под дождем,
Срубили хижину вдвоём
Вблизи подножия горы.
То место чтят до сей поры.
 
Лишь труд с молитвою в устах,
Терпенье, вера не за страх
Нас движет к Господу незримо.
Как жаль, когда проходят мимо,
Не видя истины глубокой
В любви божественно-высокой.
 
Всех по заслугам оделяя,
Всё видит Бог, определяя
Места священные земли.
Они ж по северу легли.
И одиноко встал, как перст,
На Соловках далёких крест.
Пред ним в объятьях благодати
Молились Герман и Савватий.
 
-4-
 
Вот как-то раз с брегов Кеми
Переселились две семьи
На остров к инокам поближе.
Но видит Бог, что нами движет.
И, если зависть гложет грудь,
О благах божьих позабудь.
Коль уступил в душе пороку –
От дел твоих не будет проку.
Сорви ж с себя греха наряды,
Живи не требуя награды.
 
И чужаки, что рядом жили,
Не по душе монахам были.
Так дни бежали до поры,
Пока на зорьке у горы
Вопль не разрушил тишину.
Секли там женщину одну
Два светлых юноши прутками.
По воле Божьей, а не сами
Они пришли к горе крутой,
Чтоб быть навеки ей святой.
 
Ушли карелы-рыбаки
В своё село у Кемь-реки.
Обуял страх надолго их.
Стал остров вновь и свят, и тих.
Ветрами севера любимы
Плывут сегодня пилигримы
Горе Секирной поклониться,
В грехах пред Богом повиниться.
 
-5-
 
Жизнь не легка у Бело моря –
Здесь не прожить, не зная горя.
Разлуку шлет судьба-верига –
Отплыл Савватий в устье Выга.
Игумен там в то время жил,
К Святой он Тайне причастил
В часовне старого монаха.
Не зная к смерти лютой страха
Ушёл Савватий в мир иной
С открытой светлою душой.
 
В то время Герман жил на Суме
В молитве строго, в вечной думе
О стороне своей печальной,
О вере нашей православной.
Там и застал его Зосима
(Пройти Бог не дал ему мимо).
Зосиме Герман рассказал,
Где он с Савватием живал.
 
Кто с детства не был вислоух,
В том крепок правой веры дух.
Монах Зосима бросил дом,
Когда-то нажитый трудом
Его родителей с Онеги.
Не мог он жить под страстью неги.
И роздав нищим всё добро:
Одежду, утварь, серебро,
Обрёк себя так на скитанье
Лишь в Боге видя упованье.
 
-6-
 
Когда идет волна-лавина,
Всегда страшна морей пучина
Тому, кто в лодке небольшой,
Гребет усталый и сырой.
Но знает Герман бури нрав,
И в споре с ней всегда он прав.
Зосима с ним. И берег близок.
А в бухте волн порыв уж низок.
На остров иноки выходят,
К Святому озеру подходят...
Там место выбрали они,
Чтоб проводить в молитвах дни.
 
Без храма остров как пустырь –
Решили строить монастырь.
Известна стала эта весть –
Нашлись строители и здесь.
Вот встала церковь с куполами,
С крестами ввысь, колоколами
Во имя (помнят и сегодня)
Преображения Господня.
 
И ближе стала неба высь,
Уж утварь есть, и антиминс(3).
Великий Новгород помог,
Но вышло так, что здесь не смог
Ужиться посланный игумен,
Хоть был, наверное, он умен.
Да и второй, как первый был
И быстро с острова уплыл.
Уговорили все Зосиму, –
Одел игумена он схиму.
 
Идут на остров богомольцы,
А их встречают чудотворцы.
Зосима всем находит место,
И им на острове не тесно.
Над морем благовеста звон,
Так крепнет Северный Афон!
И эту крепь я ощутил,
Когда сей остров посетил...
 
-7-
 
Не гнут враги в боях булат! –
Великий Новгород богат.
Не перечесть бояр добро:
Поморья жемчуг, серебро...
Доходит люд до Соловков,
А там всегда богат улов.
Но стали дерзки новгородцы,
Как не свои, а инородцы.
Покоя нет на островах
В святых для иноков местах.
 
Обычай старый на Руси:
За всё приходится просить.
Спасет лишь грамота одна,
Коль в вече выдана она.
Стоял в плену своих забот
Монах-скиталец у ворот
Двора посадницы Борецкой.
Во гневе, без причины веской,
Не чтя обычаи и схиму(4),
Велела Марфа гнать Зосиму(5).
 
 
Не видит власть свои пороки,
Порой забыв свои истоки.
Но сколь посланцев не гони,
Не будут краше праздны дни.
И люд запомнил речь Зосимы: –
Се ворота неотворимы
Не только ныне предо мной...
Не вечен будет рай земной.
Враг затворит навек врата,
И в доме будет пустота.
 
Но, Русь всегда была велика,
Нашёл игумена владыка.
И новгородцы, старца чтя,
Бумагу выдали не льстя.
В пяти концах (6) народ всё внял –
Зосиму радостно принял.
Тогда и Марфа повинилась
И старцу в пояс поклонилась.
 
Уж пир горой, на первом месте
Сидит Зосима, но не весел.
Бояр всех Марфа угощает,
Но боли старца не узнает.
Монах увидел в море слов,
Что все бояре без голов.
Вот потому-то он не ел,
О жизни бренной их скорбел.
Но не сказал им правды он –
Свят в тайне Господа закон...
Зосиму ждут на Соловках
С заветной грамотой в руках...
 
-8-
 
За Русь погибло нас не мало.
Что видел старец, явью стало.
Вновь рукоять меча в ладони,
И бой кровавый на Шелони.
Разгром бояре понесли,
И в битве этой полегли.
Князь Холмский (7) всех их обезглавил,
Детей сиротами оставил.
 
О Русь Святая! Сколько бед
Лежит в крови твоих побед!
Шли на тебя француз и швед,
Германец и поляк-сосед,
Который ждет, что ты ослабнешь
И воле их покорной станешь.
Шли, и опять идут на нас!
Уж пробил битвы нашей час,
Но где полки и рать князей? –
Везде враги между друзей.
По весям слышу плач детей,
И стариков, и матерей.
Ужель земля нам не нужна,
Ужели битва нам страшна?
 
На Белом море ветер стонет,
Русь доплывет, и не утонет,
К заветным нашим берегам,
Где монастырь и Бога храм.
Там и сейчас живут незримо
Савватий, Герман и Зосима.
А над Сорокой песня льется,
О море Белом в ней поется:
 
«Море кормит – море губит,
Но пучина – не беда!
Светит тем, кто море любит,
Негасимая звезда.
Вдаль от берега поморского –
За молы и за буйки,
Мимо острова Сорокского,
Уплывали рыбаки.
Провожают на рассвете
Жёнки братьев и отцов, –
Успокойся, сивер-ветер,
Бурь не шли на храбрецов.
Вдаль от берега поморского –
За молы и за буйки,
Мимо острова Сорокского,
Уплывали рыбаки.» (8)
 
 
Комментарии 
 
1. Сорока – ныне г. Беломорск.
 
2. Преподобные Герман, Савватий и Зосима считаются основателями Спасо-Преображенской Соловецкой обители.
 
3. Антими́нс – в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии.
 
4. Схима – высшая монашеская степень в православной церкви, требующая от посвященного в нее строгого аскетизма. Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха.
 
5. Марфа Борецкая – Марфа-Посадница – глава партии новгородских бояр, настроенных враждебно к Москве. Укрепление Соловецкого монастыря вызывало зависть у недоброжелательных людей – боярских поселенцев и служителей. Новгородские вельможи запрещали монастырю ловить рыбу, называя себя хозяевами и владельцами Соловецких островов, и даже грозили разорить обитель... Преподобный Зосима Соловецкий решил отправиться к святителю Феофилу Печерскому, архиепископу новгородскому, и просить у него помощи и защиты. В те годы особым влиянием обладала боярыня Марфа Семеновна Борецкая или Марфа-Посадница. Она повелела выгнать Преподобного Зосиму Соловецкого из своего дома. Тогда Пр. Зосима пророчески сказал: «Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору; двери дома затворятся и уже не отворятся; этот двор опустеет». Святитель Феофил Печерский вновь призвал к себе бояр и убедил помочь Соловецкому монастырю. Сама Марфа Посадница, желая загладить причиненную обиду, пригласила Преподобного Зосиму Соловецкого на обед. Все ели и пили с знаками живейшего удовольствия, а Преподобный сидел молча и, по обыкновению, мало вкушал от предлагаемой пищи. Взглянув на гостей, он в изумлении увидел шесть главнейших бояр сидящими без голов. Поняв, что означает это видение, Преподобный вздохнул и не смог есть. Марфа же, испросив прощение за оскорбление, подарила монастырю во владение землю, утвердив это пожертвование грамотою. По возвращении Преподобного в Соловецкую обитель исполнилось пророчество о запустении дома Борецкой: великий князь московский Иоанн III разбил войска Новгородцев и велел казнить бояр, которых преподобный Зосима видел обезглавленными. Марфа Борецкая была заточена, а имение её разграблено. Источник: http://www.solovki.ca/people_18/boretskaia.php
 
6. Концы Новгорода. Концы. Славенский конец получил свое название от древнейшего поселка, вошедшего в состав Новгорода, Славна, потому и вся Торговая сторона называлась также Славенской. Городской торг и Ярославов двор находились в Славенском конце. На Софийской стороне, тотчас по переходе через волховский мост, находился детинец – обнесенное стеной место, где стоял соборный храм св. Софии. Софийская сторона делилась на три конца: Неревский к северу, Загородский к западу и Гончарский, или Людин, к югу, ближе к озеру. Названия концов Гончарского и Плотницкого указывают на ремесленный характер древних слобод, из которых образовались концы Новгорода. Недаром киевляне в XI веке обзывали новгородцев презрительной кличкой плотников. За валом и рвом, опоясывавшими все пять концов, рассеяны были составлявшие продолжение города многочисленные посады и слободы монастырей, цепью окаймлявших Новгород. О населенности Новгорода можно приблизительно судить по тому, что в сгоревшей в 1211 г. части города числилось 4300 дворов. Новгород со своими пятью концами был политическим средоточием обширной территории, к нему тянувшейся. Эта территория состояла из частей двух разрядов: из пятин и волостей; совокупность тех и других составляла область, или землю, святой Софии. Источник: Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. Лекция 23 (отрывок).
 
7. Князь Холмский – Холмский, князь Даниил Дмитриевич – боярин, воевода московский, известный полководец в княжение Иоанна III, умер в 1493 г. В битве у р. Шелони отряд под командованием Холмского решил внезапно атаковать противника. Небольшое, но дружное, закаленное в боях с литовцами и татарами московское войско, воодушевленное решимостью своего предводителя, с воем и свистом обрушилось на растерявшихся и оробевших новгородцев. Воеводы подавали пример воинам и первыми бросались через реку на новгородцев. Москвичи вброд и вплавь переправлялись через Шелонь и атаковали противника стрелами и копьями. Бой был упорный. По приказу князя Холмского отряд татар нанес противнику удар с тыла. Новгородцы были поражены смелостью действий московского отряда, не выдержали натиска и «побегошивси». Примечательно, что в суматохе бегства новгородцы сводили счеты друг с другом: так велика была тайная ненависть всех ко всем, словно чума, поразившая жителей великого города. Бой был выигран московским войском. Источник: Борисов Н. С. Русские полководцы XIII–XVI веков. М., 1993. С. 125.
 
8. Новгородская республика входила в состав Ганзейского союза. Ко времени битвы на реке Шелони, боярство и знать полностью переориентировали свои интересы под Ганзу. Таким образом, на реке Шелони войска Ивана 3 разгромили не новгородцев, а наемное войско проганзейской группировки и именно самая широкая поддержка самих новгородцев – народа Новгорода,  обеспечила прочное вхождение Новгородского княжества в состав России. В отличие от похода Ивана 4, главный удар Москвы был тогда направлен именно против изменившей Руси и всем ее традициям боярской верхушки Новгорода и их западных союзников, по сути уже управлявших Новгородом в обход воли народа и всех его демократических принципов. И только поход Ивана 4 положил реальный конец уже и самим традициям управления новгородцев. То же, что и он был спровоцирован попытками снова оттянуть Новгород в Ливонию, особенно на фоне войны с ней, думаю объяснять не нужно. «Татарские» войска Ивана 3го (в отличие, кстати, от союзных, действительно Ордынских отрядов, Александра Невского) уже состояли именно из найонов и князей, пришедших добровольно из Орды на постоянную службу России, давших присягу Великому Князю Московскому и Всея Руси. Многие из них были крещены в Православие и стали родоначальниками знаменитых родов русской знати – надежной опоры России. Например: Кутузов, Ермолов, Давыдов, Карамзин, Аксаков, Рахманинов, Ахматов и т.д. Источник: Учин.
 
© Лазутин А. Все права защищены.

К оглавлению...

Загрузка комментариев...

На Оке, Таруса (0)
На Оке, Таруса (0)
Беломорск (0)
Ивановская площадь Московского Кремля (0)
Москва, Ленинградское ш. (0)
Этюд 1 (0)
«Рисунки Даши» (0)
«Рисунки Даши» (0)
Храм Казанской Божьей матери, Дагомыс (0)
Храм Преображения Господня, Сочи (0)

Яндекс.Метрика

  Рейтинг@Mail.ru  

 
 
InstantCMS