Русская литература – что это? Если смотреть, с научной точки зрения, то это комплекс литературных произведений, написанных на древнерусском и русском языке. Но это просто термин, и он не объясняет истинную глубину, которая заключается в этом словосочетании. Русская литература не поддаётся простому терминологическому объяснению, и никогда не поддастся, пока в неё вложена часть нашей человеческой души. Своеобразие русской классической литературы – это душевное переживание, переплетение человеческих чувств, эмоций, вписанных в сюжет произведения в независимости от направления, о хорошем ли хочет донести до нас писатель или о плохом проявлении окружающей реальности.
Если спросить у любого человека, каких он знает знаменитых русских писателей, то, конечно, услышит ответ с перечислением таких гигантов литературы, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и этот список великих писателей можно продолжать и продолжать. Но если задуматься, то все перечисленные писатели жили и творили после XVIII века. А что было до этого времени? Каких писателей до XVIII века знает наша современность? Не многие смогут ответить на этот вопрос. И вспоминая школьную скамью, в памяти всплывают слабые образы «Слово о полку Игореве», Нестора летописца… Да и то к этим образам добавить уже просто нечего.
Неужели человеческая душа была вложена в литературные произведения России только в XIX веке?
Нет, человеческая душа была вложена в произведения с первых страниц русской письменности, а гении русской литературы отшлифовали и заставили блистать тот бриллиант, который до сих пор называют Великой Русской Литературой.
Живя настоящим, нельзя забывать прошлое и особенно тех, кто начал этот трудный путь в литературный мир. Кто основал его и первым вложил в него частичку своей души, дал ему жить и, оставлял его следующему поколению, которое впоследствии умножало этот богатый опыт и также передавало дальше из века в век.
Стоит ли вспоминать первооткрывателей русской литературы, писателей X-XIV века, которые являются основоположниками воплощения человеческой мысли в произведениях? Думаю, что это неправильный вопрос. Не стоит, а необходимо. И знакомясь с этими авторами, понимаешь, что главным источником зарождения русской литературы является Русская Православная Церковь, которая всегда была, есть и будет душой Российского народа.
И эти суждения не взяты с пустого места, ознакомившись с первыми писателями понимаешь это сразу. Так кто же они?
Среди первых литературных деятелей представители высшей Церковной Иерархии Древней Руси – митрополиты Киевской Руси – Иоанн I, Илларион Киевский, Георгий, Никифор, Климент Смолячич, Кирилл I, Кирилл III, Пётр, Феогност и Алексей. Также первыми литературными деятелями были служители Православной церкви: Новгородские епископы (архиепископы) – Иоаким Корсунянин, Лука Жидята, Нифонт, Иоанн (Илья), Антоний и Василий, епископ Ростовский – Леонтий, епископы Переяславля Южного – Ефрем и Лазарь, епископ Юрьева – Даниил, епископ Переяславский – Сильвестр, епископы Белгородские – Максим и Григорий «Философ», епископы Ростовские Иоанн и Кирилл 2, епископы Владимирские – Серапион и Иоаков. Большой вклад в литературную деятельность внесли Григорий дьякон, Антоний Печерский, Феодосий Печерский, Никон Печерский, Нестор летописец, Кирик Новгородец, Кирилл Туровский, Даниил Заточник, Лаврентий, монах Суздальский, Софоний (Софроний), Павел Высокий – старец Нижегородского Печерского монастыря и многие другие.
Невозможно перечислить все произведения писателей того времени, их много, но следует отметить основные произведения первых авторов, среди них, такие как литературно-философское «Слово о Законе и Благодати» Илариона, митрополита Киевского, которое и в наше время является духовным наследием Русской Православной Церкви; «Повесть временных лет» Никона Печерского, которое является основным повествованием времён Древней Руси, которое неоднократно редактировалось последующими литераторами; «Лаврентьевская летопись» Сильвестра, епископа Переяславского, также исторически неоценима в древнерусской литературе; Симон, епископ Владимирский и Поликарп – инок (монах) Киево-Печерского монастыря составители «Киево-Печерский Патерик» первой половины XIII века, объемного агиографического и повествовательного труда.
История «Остромирового Евангелия» Григория дьякона чудесна: она пережила пожары, нашествия орды, постоянно терялась и находилась в личных вещах частных людей. Сейчас «Остромирово Евангелие» хранится в Русской Национальной Библиотеке.
Нестор летописец – первый в истории литературы, который написал агиографический труд – «Житие» – «Житие Феодосия Печерского». Данный жанр в древнерусской литературе подхватили последователи Нестора, и они остаются единственными источниками повествование о жизни людей того времени.
Изучение литературы того времени даёт много для исторической науки, так как первые литераторы кроме оставленных потомкам произведений активно участвовали и в общественной жизни – Иоаким Корсунянин первый кто занимается строительством храмов в Новгороде, Антоний Печерский – основатель Киево-Печерского монастыря, Стефан Пермский (Храп) – епископ Пермский, священнослужитель, проповедник-миссионер, основатель древнепермской письменности. О многих из них мало сведений, но, несмотря на малые биографические данные, известный древнерусский писатель Кирилл Туровский в истории и после смерти получил звание «Второго Златоуста».
Литераторы трагических времён доносят до нас все ужасающие свидетельства времён монголо-татарского нашествия и освобождения от этого ига. Среди них стоит отметить произведение Софония (Софроний) – рязанского священника (возможно) XIV века, который является вероятный автором «Задонщины» («Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича»), произведения о победе русских войск над ордынцами в Куликовской битве 1380 года.
Не малый вклад в развитие русской литературы внесли и такие правители как Владимир Всеволодович Мономах, автор «Устава» и «Поучения Владимира Мономаха» и автобиографического труда «О Путях и Ловах» и Андрей Юрьевич Боголюбский, автор «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей матери».
Первыми путешественниками-литераторами Руси были Даниил Паломник, Стефан Новгородец, Агрефений – архимандрит Смоленского Богородичного монастыря, Игнатий (Смолнянин) и Александр-дьяк, которые подробно описали своё путешествие и оставили его потомкам.
Откуда берутся эти сведения? Как ни странно, но все данные черпаются из немногочисленных, сохранившихся до наших дней летописях, «Житиях» наших древнерусских писателей.
Многие имена первых литераторов забыты. История не сохранила до нашего времени имена авторов таких произведений, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Житие князя Александра Невского» и многих, многих других, что прискорбно. Но то, что осталось, пусть даже подтверждение авторства того или иного древнерусского писателя и косвенно, он всё равно заслуживает благодарной памяти и большого уважения на том нелёгком начальном этапе литературного пути, которое уже является Литературным Наследием России.
Сегодняшнее восприятие исторической давности трактуются по-разному. Многие современные учёные затрагивают эту тему и трактуют так, что всё, что осталось от истории, которую мы изучаем, как написанную, переписанную по указу меняющих правителей и что многое дошедшее до нас не правда и не правильно. Я не склонен принципам всеобщего уничтожения принятых «норм». Давайте представим, что истина-правда, это иголка, упавшая в стог сена. Неужели нужно сжечь этот стог сена, чтобы найти эту истину? «Стог сена» не только «ложь», но и опыт, накопленный за всё существующее время. Не проще перебрать каждую соломинку и осмыслить всё? Понятно, что не каждому понравится истина, которая найдётся, но она будет истиной и ничем другим.
Исходя из всего этого, возникает вопрос – Реальны ли те биографические факты, которые сохранились в русских летописях? Были ли эти люди, писатели и события на самом деле? Хочется верить в это. Но на сегодняшний день – это единственные исторические источники, которые сохранились. Даже если, что-то придумано и добавлено лжеисториками, я могу не сомневаться, что эти люди были и творили.
Как бы ни было, мы просто не имеем право забывать тех, кто первым начал нашу историческую действительность и нашу литературную жизнь. И как бы ни повернула история, имена наших первопроходцев – литераторов реальны, они есть сейчас и всегда будут, и на сегодняшний день актуальны, как никогда.
Эта тема никогда не будет закончена и никогда не будет поставлена точка в истории русской литературы, так как выискиваются новые факты и документы, которые открывают новые имена в нашей литературной истории.
Многие скажут, что первые произведения можно отнести только к церковной, религиозной деятельности. Но такие суждения ошибочны, эти произведения несут многогранную ценность – религиозную, историческую и основную – литературную. И о какой ценности может идти речь, когда первые литературные произведения просто неоценимы.
Наша сегодняшняя реальность через 1000 лет тоже станет достоянием истории, и какие сведения дойдут до наших потомков, зависит от нас. Забывать наши литературные корни мы не имеем право. Поэтому надо отдать дань уважения людям, которые первыми открыли удивительный литературный мир нашему Русскому, Российскому обществу и первыми вложили в него духовный образ, который возвёл Русскую литературу на высокий мировой уровень.
К оглавлению...