Периодически словесные фейерверки игроков в политику, идет ли речь о каком-либо языке, территориальных вопросах или чем ином, взрывают Интернет, да и не только.
Но что, если взглянуть на все эти шумы иначе – как на шоунизацию политики в эру победного шествия массовой культуры? В эру, когда политика срастается с шоу, а шоу нередко политизируется.
Правда, собственно шоу- зрелища были составляющей политической жизни на протяжении всей истории человечества. Надо лишь не забывать, что только составляющей, потому что политические реалии всегда двоились на политику шатров и кабинетов - политику принятия решений и разработки конкретных планов действий, и на политические шоу, которые играли в истории отнюдь не одну лишь роль макияжа или маскировки некой «реальной политики».
Не претендуя на оригинальность (ведь «ничто не ново под Луной), но и не вычитав то, что сейчас очерчу, из книг, хотел бы выделить три вида политических шоу.
Первый – это шоу-ритуал. Шоу-ритуал, ритуал, как зрелище и при этом действо массовое и для масс, присущ для всех эпох. В периоды безусловного господства религий такие политические шоу-ритуалы в виде шествий, празднеств, аутодафе и публичных казней, как правило, были неотделимы от религии. И даже выезды владык к народу обставлялись, как встречи масс с Высшими Существами либо представителями высших Сил.
Шоу-ритуалы широко и разнообразно использовались и в Советском Союзе: и в виде демонстраций, и в виде слетов и т.д., и т.п. И даже в виде почестей, ушедшим из жизни лидерам и героям, и просто жертвам войн. И они могли иметь колоссальный эффект. Вспомним искренние и мощные строки В.Маяковского: «Я счастлив, что я этой силы частица и общие даже слезы из глаз».
Этот вид шоу характерен и для современного Казахстана, и практически для каждого государства. Только в одной стране акценты будут сделаны на чествовании представителей Верховной власти, а в другой поп-звезд или (как в Исландии) – футболистов. Иной вопрос – вопрос о возможной банализации таких шоу, их превращении в пустеющие формы, формы из которых выветривается не просто содержание, а и духовный подъем, экзальтация духа.
Второй же вид политических шоу – это шоу-балаган и своего рода псевдокарнавал. Это шоу в духе комедии дель Арте, политических театров масок. Если взглянуть на внешнюю сторону нашей (то есть не казахстанской, а в значительной мере мировой) политической реальности, то многие странности, доходящие до несуразности и абсурда становятся объяснимыми.
Скажем, дико смотреть на то, как парламентарий таскает женщину за волосы, а спустя какое-то время, как ни в чем не бывало, обсуждает рядом с нею что-то там перед телекамерами. Либо, когда политики обливают друг друга соком. В глазах же многих так же дико выглядят бесконечные карусели одних и тех же лиц орущих либо вещающих на политических ток шоу. Да еще с какой убежденностью! Если, к примеру, говорильня о Трампе, то глаголят так, словно они с ним спали в одной постели и подслушали, что тот бормотал во сне.
Но все это было бы несуразным, если бы речь шла, хотя бы о сеансе шахматной игры в современных Нью-Васюках. В свете же шоу-политики, политического балагана, где вроде бы политические споры и политическая борьба разворачиваются по законам Балагана, ничего несуразного нет. Все эти повторяющиеся телефигуры – образы комедии масок. Некоторые даже традиционно узнаваемы. Так одни узнаваемые лица нередки в ролях Арлекино, «русский» американец Майкл Бом - Пьеро, которому постоянно затыкают рот, да еще и «тыкают» при этом. Здесь пинки под зад, торты – «в рожу» так же привычны, как снег у нас в январе.
Есть и третий вид политических шоу – шоу-арена. Это уже не просто реслинг, не просто кружение на карусельных деревянных лошадках. Это шоу, которое может включать элементы реальной борьбы. Такие шоу, как правило, становятся популярными в канун социальных потрясений и непосредственно в дни социальных бурь. Достаточно вспомнить Россию начала двадцатого века или Союз времен Перестройки, когда трансляции съездов и иных политических форумов приковывали народ к телеэкранам, так же, как еще совсем незадолго до этого прямые передачи с чемпионатов мира по хоккею, а тиражи массовых изданий взлетали до заоблачных высот.
На практике все три вида шоу могут сочетаться. Но сегодня на российских и отчасти и американских экранах (если судить по тому, что известно-таки поверхностно) доминирует Шоу-балаган с элементами Шоу-арены.
Шоу же эти подчинены правилам масскульта и могут быть поняты лишь с учетом этой включенности в информационно-развлекательные вихри. Ведь для телезрителя, редеющего читателя и пользователя Интернетом политические и псевдо-политические шоу перемежаются с иными потоками слов и образов, где все более и более доминируют экстравагантность и крик, дополняемые демонстрациями реальных трагедий и катастроф (которые « силу законов жанра» сами превращаются в шоу). Так стоит ли удивляться тому, что аналогичные средства привлечения внимания начинают использоваться и в политических шоу, и о той же г-же Клинтон могут пространно рассуждать в связи… с уфологией и космическими пришельцами? Нас захлестывает уже не просто информационный мусор, а слепящая глаза информационная пурга. И вот тут-то под шумок, под вой инфовьюги можно протащить что угодно и на политические, и на иные подмостки.
Не удивительна и своеобразная современная сексуализация, а точнее «генитализация» политики, где мы становимся свидетелями подобия сексуальной революции, которая спустя десятилетия после буйных шестидесятых, уверенно отвоевывает себе место на политических подмостках.
Вспомните только хотя бы немногое! – Скандал с Клинтоном и Моникой Левински (правда, тогда еще без особых последствий для его главного персонажа). Скандал с ныне уже забытым французским претендентом на пост президента Франции, коего обвинили в оказавшихся ничем не доказанными сексуальных домогательствах. А кто не мог лицезреть шаржировано обнаженные фигуры Трампа и Клинтон в разгар последней предвыборной кампании в США либо слышать об американских дамах, которые вдруг хором стали вспоминать о сексуальных домогательствах сначала претендента, а затем и президента!
И если бы только это! Итальянская жрица любви в порыве политической страсти нагишом бегает по городским улицам. Украинские топлес, то крест рубят, то рвутся к Путину, демонстрируя на одной из спин смачное непечатное русское слово. Впрочем, ставшее уже международным. Да и политизация ситуации с секс-меньшинствами, кан-кан вокруг гей-парадов – из того же балаганного спектакля. И что так далеко ходить! «Пусси Райот» («Восстание или мятеж «мохнаток», то есть женских детородных органов») - показательнейший образец использования секс-интриги в политике и вдобавок в претензиях на социальную мысль и искусство. В той же кампании мудрила, прибивший кожу собственных гениталий на центральной площади столицы России. Да и уже американские демонстрации «розовых шапочек» – из того же кружения сексуально-карнавальных масок.
Мало того, уже в претендующих на абсолютную серьезность политических рассуждениях можно прочесть: «Не надо путать яйца в штанах с яйцами на сковородке, то есть Божий дар с яичницей» (Евг.Сатановский в беседе с С.Рязановым . – «На четверть бывший наш народ» -Аргументы недели, 9 февраля 2017 г., с.3). А что? – Смачно. Одним, Божим даром нас сегодня, пожалуй, не проймешь.
И что же из этого следует? – То, что уже сказано. Плюс детский совет не принимать все за чистую монету и, может быть, вспомнить: «Не та собака кусает, что лает». А если всерьез, то чего уж «на зеркало пенять»: политические-шоу, шоу-балаганы возможны там, где торжествует балаганизация культуры. Ведь и политическая культура – это не дар пришельцев, а составляющая той самой массовой или, если хотите, «псевдомассовой культуры», которая всех нас засасывает, как болото.
К оглавлению...